поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ЛАСТОВКА ГАЛИНА ТРОФИМОВНА

Родилась 1 января 1947 г. в д. Семен-Сола Сернурского района Марийской АССР. Артистка оперы, концертно-камерная певица (меццо-сопрано), педагог. Окончила Казанскую государственную консерваторию (1973). Солистка-вокалистка Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая (1973—1980), ведущая солистка Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля (1980—2008). Педагог кафедры сольного пения Казанской государственной консерватории (с 1995), доцент (с 2001), профессор (с 2003).

Народная артистка TACCР (1987), Республики Марий Эл (1994).

Заслуженная артистка РФ (1998).

В Клубе любителей оперы, основанном в 1986 году при театре оперы и балета им. М. Джалиля, произошло знаменательное событие: в сезоне 1987—1988 гг. был учрежден приз зрительских симпатий. Вручался он официально, принародно особо отличившимся исполнителям. Г. Ластовка была единственной певицей, которая удостоилась этого приза дважды: за партию Леля в спектакле «Снегурочка» и за концертную деятельность. Галина Трофимовна дружит с клубом любителей оперы более двадцати лет, и, высоко ценя мнение Клуба, передает клубную эстафету в руки своего талантливого ученика Михаила Казакова. Так создается связь поколений.

Галина Ластовка приехала в Казань из соседней Марийской республики, где в музыкальном училище г. Йошкар-Олы она успешно закончила сразу два отделения: дирижерско-хоровое и вокальное. Навыки самостоятельной работы с партитурой, слышание сложной многоголосной ткани, хорошее владение фортепиано, знание широкого круга музыкальной литературы — все это помогло молодой певице выработать те творческие принципы, которые сформировали ее неповторимую индивидуальность.

Большая роль в становлении Г. Ластовки как певицы принадлежит ее первому педагогу, заслуженному деятелю искусств Республики Марий Эл Фаине Ивановне Олейниковой. Консерваторию Г. Ластовка заканчивает в классе Светланы Назибовны Жигановой. Но стремление к совершенству всегда было и остается отличительной чертой беспокойной натуры Ластовки: в 1980—1982 гг. она проходит мастер-классы у профессора Казанской консерватории Валентины Андреевны Лазько.

В театр оперы и балета по приглашению главного режиссера Н. К. Даутова Г. Ластовка приходит уже как зрелый музыкант, опытный концертный исполнитель. Но оперная сцена — это нечто другое. Требовательная к себе, певица не торопит время, начинает с небольших партий: Федор в «Борисе Годунове» Мусоргского, Зибель в «Фаусте» Гуно, Полина и Миловзор в «Пиковой даме» Чайковского.

Начав с «юношеских» партий, певица долго не позволяла себе выйти на сцену в «коронных» меццо-сопрановых партиях, долго откладывала свой дебют в «Кармен», с особой тщательностью готовила Любашу в «Царской невесте», Маддалену в «Риголетто».

А параллельно с оперой Ластовка работала с особым вниманием и скрупулезностью над камерным репертуаром. Он у нее всегда был одним из богатейших. Певицу и здесь привлекают сложные и серьезные произведения Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта. С удовольствием Галина Ластовка включает в свои концерты народные песни: русские, марийские, татарские. Высокий профессионализм сказывается и здесь, ведь все эти произведения певица исполняет на языке оригинала.

«Вхождение» в оперный репертуар идет по нарастающей — Ольга в «Евгении Онегине», Княгиня в «Русалке», Сузуки в «Чио-Чио-сан», Кончаковна в «Князе Игоре», Маддалена в «Риголетто».

Вскоре выступления Ластовки в ведущих партиях на премьерах театра становятся нормой. Певица обладает ровным во всех регистрах благородного тембра меццо-сопрано полного диапазона, отлично владеет вокальной техникой, что позволяет ей исполнять сложнейшие сочинения на высоком профессиональном уровне. После дебюта Г.Ластовки в роли Любаши в «Царской невесте» появляются весьма лестные отзывы в прессе: «Воистину великолепна Г. Ластовка (Любаша). Она — жертва, но жертва борющаяся. У певицы на высоте и интонация, и дикция, а ведь осмысленная подача слова, выразительная фразировка — чрезвычайно важные условия успеха такой оперы, как «Царская невеста» («Музыкальная жизнь», Е. Хадеева). А это — из откликов зарубежных рецензентов на гастроли театра со спектаклем «Борис Годунов»: «Польский акт был украшен благородным сопрано Галины Ластовки» («Троу», Голландия, 30.11.1995); «Здесь только две большие женские партии: хозяйка корчмы и дочь польского воеводы Марина — впечатляющее меццо Галина Ластовка. Солистка, имя которой здесь пока ничего не говорит, продемонстрировала высочайшее оперное искусство» («Брабанте Нойблад», Голландия, 27.09.1994).

Триумфальный успех принесли Г. Ластовке партии Кармен, Графини («Пиковая дама»), Тугзак («Алтынчеч» Н. Жиганова), которую она блестяще исполняла на татарском языке. Если к названным партиям добавить Ангела в «Демоне» Рубинштейна, Мэри в «Летучем голландце» Вагнера, Эмилию в «Отелло» Верди и др., сделанные столь же безупречно, список все равно будет неполным.

Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина 1992 года ознаменовался исполнением впервые в Казани «Мессии» Генделя совместно с хоровым коллективом из г. Сиэтла под управлением маэстро Браена Давенпорта. Партию меццо-сопрано пела Г.Ластовка. Позже весь этот коллектив принял участие в исполнении «Мессии» в г. Сиэтле (штат Вашингтон, США). Еще раз Ластовка выезжала в США со своими партнерами по театру Путилиным, Михайловой (г.Портленд, штат Орегон), на этот раз на постановку оперы «Евгений Онегин» на русском языке, где пела Ольгу.

Поездки за рубеж становятся регулярными: ФРГ — концертная программа (1990), «Летучий голландец» — Мэри (1992); Турция — «Кармен» (1991), Голландия — «Риголетто» (Маддалена), «Борис Годунов» (Марина) — оба в 1994 г., концертная программа — Австрия (1995) и т.д.

Выступления в спектаклях Шаляпинского фестиваля для любого исполнителя — испытание и огромная ответственность: ведь публика приходит на «звезд». Чтобы соответствовать статусу звезды, необходимо постоянно быть в хорошей форме и быть готовым к любым сюрпризам. Партнерами Ластовки на этих фестивалях часто бывают зарубежные артисты и почти всегда — известные певцы из Большого театра, Мариинского, нередко за пультом стоят не свои дирижеры. Ластовка для любого гастролера надежный партнер, ибо она всегда в тонусе. В «Пиковой даме» Ластовка была Полиной в спектаклях, где пели Ирина Архипова, Юрий Марусин, в «Князе Игоре» и «Фаусте» с Булатом Минжилкиевым, за дирижерским пультом стояли в разное время Александр Вилюманис и Игорь Головчин, Фуат Мансуров. Фестивальная пресса всегда наряду со звездами единодушно отмечала высокий профессионализм Г.Ластовки. Семен Гурарий писал, что если Шаляпинский фестиваль для наших певцов — школа, то, думается, для гастролеров общение с нашими солистами тоже своего рода школа («Вечерняя Казань», 9 февраля 1988 г.).

Поистине драгоценна концертная деятельность Ластовки. В репертуар певицы входят лучшие образцы мировой камерной литературы — от сложнейших технически сочинений Баха, Генделя, Перголези, Рахманинова, Даргомыжского, Чайковского, Шапорина, Свиридова до народных песен (это и русские, и марийские, и татарские). В Дни музыки Вагнера, которые проходили в декабре 1991 года в Татарском театре оперы и балета, на одном из концертов Г. Ластовка познакомила публику с фрагментами цикла Р. Вагнера «Пять стихотворений Матильды Везендонк». С концертными программами она побывала в разных уголках России, часто выступает с концертами в родной Республике Марий Эл.

Г. Ластовка рано начала педагогическую деятельность в Казанской консерватории. Один из лучших ее учеников Михаил Казаков за короткий срок завоевал титул мировой звезды. После победы М.Казакова во II пекинском конкурсе оперных певцов Галине Трофимовне было вручено благодарственное письмо Президента РТ Минтимера Шаймиева, в котором есть такие строки: «Примите слова искренней признательности за Вашу многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность. Умение учителя распознать и вырастить настоящий талант сродни тонкой работе ювелира, который занимается огранкой алмаза — сохраняя природную красоту камня, мастер придает ему новое сияние и восхитительный блеск. Так, благодаря Вам, выдающейся певице и прекрасному педагогу, расцвел и получил всемирное признание удивительный творческий дар Михаила Казакова».

Каждый раз выпускные концерты класса сольного пения профессора Г. Т. Ластовки в Казанской консерватории являют собой триумфальное шествие молодых звезд, зажженных рукой мастера.


 Р. Такташ
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»