|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
КОРШОК ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1 августа 1927 г., г. Кировоград Украинской ССР — 6 октября 2010 г., г. Казань)
В 1945 г. окончил студию при Кировоградском драматическом театре и там же работал актером до 1959 года, в 1959—1966 гг. — актер Сталинского областного театра, в 1966—2002 гг. — актер Казанского академического Большого драматического театра им. В. И. Качалова.
Заслуженный артист ТАССР (1972).
Народный артист ТАССР (1987).
В письме к главному режиссеру Казанского Большого театра Н. Ю. Орлову с просьбой о приеме на работу Ю. А. Коршок характеризовал себя как актера-комика. Именно в этом качестве он и использовался в театре в первый сезон работы, сыграв одного из слуг в комедии Тирсо де Молина «Ревнивая к самой себе», Шарика в сказке Е. Л. Шварца «Два клена». Но уже к концу сезона, сыграв одну из центральных ролей — Оптимистенко — в сатирической комедии В. В. Маяковского «Баня», продемонстрировал свои творческие возможности в гораздо большем диапазоне, представив своего героя, с одной стороны, отнюдь не однозначной личностью, с другой — вскрыв за этим образом социальное явление большого масштаба.
Выразительный портрет пронырливого и ловкого дельца, умеющего приспособиться к любым условиям — «тараканьего короля» Артура Артуровича — в коротком эпизоде сумел создать Коршок в спектакле «Бег» по пьесе М. А. Булгакова. С изяществом и точным ощущением природы жанра сыграл завсегдатая светских гостиных Дюпон-Дюфора-отца в комедии Ж. Ануйя «Бал воров». Его Создатель в «Божественной комедии» И. В. Штока, добродушный, но суетливый и крикливый старичок, острием своей сатиры был направлен не в сторону библейского Бога, а скорее незадачливого начальника какой-нибудь канцелярии советского бюрократического аппарата.
В остро-сатирической комедии Б. Нушича «Госпожа министерша» Коршок сыграл доктора Нинковича, законодателя мод и светских манер в среде невежественного чиновничества и мелких буржуа, внешним лоском прикрывавшего полное отсутствие какой-либо здравой мысли и строившего свою карьеру на льстивом угодничестве министерским женам.
За годы работы в Казани Коршок сыграл около ста ролей как в современном, так и в классическом репертуаре. Опровергая собственную характеристику комического актера, он играл роли самого разного плана и был безусловно актером характерным и острохарактерным по преимуществу. И в каждом спектакле он был на своем месте, был неотъемлемой частью общего ансамбля, всегда органичным и естественным в любой роли в такой степени, что роль казалась созданной специально для него. Он хорошо чувствовал природу жанра и хорошо разбирался в тонкостях и деталях исторической эпохи, играя князя Дулебова в «Талантах и поклонниках», Шмагу в «Без вины виноватых» А. Н. Островского или Луп-Клешнина в «Царе Федоре Иоанновиче» А. К. Толстого. Его Яичница в «Женитьбе» Н. В. Гоголя был трогателен, но не жалок, он терпеливо жил своей надеждой и терпеливо ждал своей очереди на счастье. Психологический портрет человека, ощутившего себя в старости ненужным, бесполезным, но не утратившего оптимизма, всячески сохраняющего в себе бодрость духа и старающегося воодушевить своей бодростью друга создал Коршок в роли Луиджи Палья в спектакле по пьесе А. Николаи «Осенняя история».
Нельзя не сказать и о такой безусловно не просто замечательной, но выдающейся работе актера, как Карлсон, в спектакле по повести-сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Казалось, именно такого Карлсона представляла себе писательница при создании своего произведения — взрослого человека с душой ребенка, озорного выдумщика, воспринимающего окружающий мир с детской непосредственностью и наивностью, заставляющего взрослых зрителей невольно задуматься над правомерностью и справедливостью привычных, казалось бы, представлений, над методами воспитания своих детей и внуков. Этот Карлсон буквально излучал доброту, ненавязчиво представляя своему маленькому другу его собственное, но увеличенное изображение со всеми его шалостями, хитростями и слабостями, заставляя его всмотреться в себя самого. Коршок был удивительно органичен в этой роли. Это была одухотворенная и умная работа актера, свидетельствующая о добром таланте.
Ю. Благов
|
|