поиск новостей
  • 28.03 "Ак чәчәкләр кебек..." Кариев театры,18:30
  • 28.03 "Җан Баевич" Тинчурин театры, 18:30
  • 29.03 "Рөстәм маҗаралары" Кариев театры, 13:00
  • 29.03 "Кияүләр" Тинчурин театры, 18:30
  • 30.03 "Кәҗүл читек" Кариев театры, 11:00
  • 30.03 "Тапшырыл...ган хатлар" Кариев театры, 18:00
  • 30.03 ПРЕМЬЕРА "Флешка, рэп һәм мәхәббәт"Тинчурин театры, 13:00 һәм 17:00
  • 31.03 "Шәй-бу, шай-бу" Кариев театры, 18:00
  • 31.03 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 17:00
  • 02.04 Хан кызы Турандык. Тинчурин театры, 18:30
  • 03.04 Гомер буе сине көтәм. Тинчурин театры, 18:30
  • 04.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 05.04 Гастрольләр: Тайна замка на холме. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 11:00 һәм 13:00
  • 05.04 Гастрольләр: Ханума. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 18:30
  • 06.04 Гастрольләр: Мастер и Маргарита. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 07.04 Гастрольләр: Мелодия коралловых бус. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 09.04 Җилкәнсезләр. Тинчурин театры, 13:00 һәм 18:30
  • 10.04 Синең хакта… Тинчурин театры, 18:30
  • 11.04 Ядәч! Исемдә! Бер гаилә трагикомедиясе. Тинчурин театры, 18:30
  • 12.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
Бүген кемнәр туган
  • 28 Март
  • Ренат Әюпов - режиссер
  • Фирүзә Җамалетдинова - язучы
  • Артур Поляков - мәдәният хезмәткәре
  • Гиоргий Куприянов - дәүләт эшлеклесе
  • Вил Мәһдиев - көрәшче
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Продаю листы нержавейки 530х630, толщина 3,5мм, запчасти на УАЗ.тел 89178553159.
  • Коттедж төзэргэ кирэк казанда минэм номер 89274905164
  • Баян сатыла. Казан. Тел.:89003238614
  • татар теленең аңлатмалы сүзлеге сатыла, 3 томда, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1981 ел. тел.8 919 647 47 91
  • Казанда оч булмэле фатирнын залына тэртипле кыз эзлим. Бигичев урамы. Риелторсыз 89600347300
  • Исэнмесез! Бенто тортларга hэм капкейкларга заказлар кабул итэм! Казан шэhэре. 89377708700 Динара.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

КАЮМОВА САНИЯ КАЮМЗЯНОВНА

Родилась 8 мая 1954 г. в Казани. В 1973—1974 гг. — в стажерской группе, с 1980 г. — актриса-кукловод Казанского театра кукол (Татарского государственного театра кукол «Экият»).

Заслуженная (1991) и народная (2005) артистка Республики Татарстан.

В Казанский театр кукол Сания Каюмова пришла в 1973 году. Наделенная выразительной внешностью и необыкновенным обаянием, она обладала всеми необходимыми качествами актрисы и обещала в будущем занять достойное место в труппе театра. Привыкнуть к отнюдь не простым условиям работы в театре оказалось нелегко, и спустя год она ушла.

И все-таки она вернулась в театр через шесть лет. Видимо, первый ее приход был не случаен, что-то влекло ее к этой профессии и к этому загадочному и прекрасному миру под названием театр. Вспомнила совсем было позабытые навыки работы с куклой, которые ей прививали шесть лет назад. Став за прошедшие годы мамой, она теперь вдруг открыла для себя совершенно по-иному секреты и законы кукольного мира. Куклы стали ей детьми — послушными и не очень, озорными и ласковыми, красивыми, а порой и уродливыми, но всех их она приняла сердцем, и они ответили ей своей, мало понятной человеку со стороны, неискушенному в тайнах этого мира, кукольной любовью.

Одной из первых ее заметных ролей был Пушок в сказке румынского драматурга А. Попеску «Пушок-волшебник». Сыграть роль некоего эфемерного существа, символ мечты и вечного счастья — задача, стоявшая перед актрисой, была невероятно сложной, тем более что в этом спектакле актерам приходилось вместе с куклами пребывать на открытой площадке на виду у зрителей. Но актриса уверенно справилась. Ее Пушок был не только одухотворенным существом, но и существом одушевленным, наделенным определенным характером, тонко чувствующим окружающую его атмосферу и реагирующим на происходящие в ней изменения. Актриса сумела передать, как ее Пушок светился от счастья, когда вокруг все складывалось хорошо, и увядать, затухать, когда мир вокруг нарушался.

Герои подобного рода очень удавались Сание. Она их очень хорошо чувст­вовала, умела передать трепетность, полетность — качества, доступные не каждому. Крохотная Птичка в спектакле «Волшебные сны Апуша» по пьесе Р. Бухараева, вся состоящая из стремительно и неудержимо машущих крылышек и отчаянно предостерегающая Сорванца-мальчишку о грозящей ему опасности, остается в памяти прочно. Ее Муха («Муха-цокотуха» К. И.Чуковского) — воплощение бесхитростного радушия и беспечной наивности, не обобрать такую просто грешно, и приглашенные ею гости делают это со всем усердием. Но в зрительном зале неудержимо зреет сочувствие к этой Мухе и острое желание ее защитить, что, собственно, и составляет сверхзадачу актрисы. Она хорошо понимает, что любовь можно воспитать только любовью. Чувство справедливости в данном случае оказывается выше отношения к самой героине — образу, отнюдь не стопроцентно положительному.

Сродни этим героям и героиням каюмовские принцессы в разных сказках — утонченные, благородные, одухотворенные и абсолютно точно соответствующие детскому представлению о принцессах. Они могут быть и капризными, и взбалмошными, но они всегда остаются принцессами, которым многое позволено в силу их происхождения. Актриса, пользуясь одной ей известным секретом, умеет передать особую стать своих героинь, их избранность, их принадлежность к особому миру, стоящему выше привычной будничности и обыденности. Актриса находит для этих своих кукол особую манеру поведения на ширме, особый рисунок движения, причем строго индивидуализированный в соответствии со стилем постановки и характером изображаемой героини. Принцесса Будур («Волшебная лампа Аладдина» Н. В. Гернет) — олицетворение восточной царственности, а вот Принцесса в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» находится еще «в стадии становления»: она осознает, что она — принцесса, но порой забывается и становится обычной любопытной девчонкой. Хрупкая, изящная, невесомая Дюймовочка в одноименной сказке Г. Х. Андерсена тоже своего рода принцесса в царстве лепестков и тычинок. Каюмова умеет придать грациозность любой кукле, даже если она внешне достаточно крупна и тяжеловесна в пышном шелковом наряде, как Клерхен в «Щелкунчике» по сказке Э.Т.А.Гофмана, или же пребывает в довольно солидном возрасте, как трехсотлетняя Тортила в сказке А. Н. Толстого «Буратино».

Кукла «Аленушка» («Аленький цветочек» Л. Т. Браусевича, И. В. Карнауховой) в руках Каюмовой плывет над ширмой в трепетном танце и неторопливом, и захватывающем одновременно внутренней наполненностью, глубокой содержательностью. Аленушка Каюмовой переполнена любовью, всех она любит, со всеми ласкова и приветлива, но и умеет со всей страстью, с подлинным драматизмом отстоять свою любовь, когда на нее покушаются злые, завистливые люди.

По статусу драматического театра Сания Каюмова состоит, бесспорно, на амплуа лирической героини, хотя достаточно часто ей приходится играть и характерные роли. Но даже играя характерные роли, как, например, Старую цыганку в «Цыганах» А. С. Пушкина, она умеет придать им некое благородство и внутреннюю одухотворенность. В ролях же лирических героинь она бесспорный лидер. Не случайно уже много лет она бессменно играет Снегурочку вместе с Дедом Морозом-Карпеевым на всех новогодних представлениях — олицетворение чистого и безмятежного счастья.


 Ю. Благов
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»