поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

КАЛАГАНОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

(10 марта 1947 г., г. Каменец-Подольск Украинской ССР — 22 февраля 2001 г., г. Нижний Тагил)

В 1969 г. окончил Саратовское театральное училище, в течение сезона 1969—1970 гг. работал в театре г. Советска Калининградской области, в 1970—1981 гг. — актер Казанского ТЮЗа, в 1981—1983 гг. — Кировского ТЮЗа, в 1983—1999 гг. — Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова, с 2000 г. работал в труппе Нижнетагильского городского театра.

Заслуженный артист ТАССР (1981).

Народный артист РТ (1995).

Сразу же по приезде в Казанский ТЮЗ Калаганов был введен в поставленный годом раньше спектакль «Недоросль» по пьесе Д. И. Фонвизина на роль Митрофана, которую он играл потом много лет и которая была как бы назначена ему изначально. Актер был настолько органичен в этой роли, что, казалось, он просто играл самого себя, не предпринимая никаких усилий для перевоплощения. Это умение актера входить в каждую роль, как в собственную кожу, определяло успех всех последующих его ролей.

Он с первых дней работы в ТЮЗе стал актером репертуарным, очень востребованным, его занимали чуть ли не в каждом спектакле, с ним любили работать режиссеры. Он всегда приносил на репетицию что-то наработанное дома, вникал в каждое слово, сказанное режиссером, и в каждое слово роли. Его сценическое поведение всегда было психологически оправданным и логически продуманным. Его присутствие в спектакле, даже в небольшом эпизоде, вносило в него какую-то свежую струю, создавало дополнительный и живой интерес. За первые пять лет работы он сыграл около двадцати ролей самого разного плана, и каждая была отмечена своеобразием внутреннего содержания и яркой выразительностью внешнего рисунка. Слуга («Живой портрет» Морето-и-Кабанья), Кудряш («Гроза» А. Н. Островского), Король («Золушка» Е. Л. Шварца), Егоров («Сын полка» В. П. Катаева), Букин и Сильва («Прощание в июне» и «Свидание в предместье» А. В. Вампилова), Янус («Свой остров» Р. Каугвера), Афанасий («В добрый час!» В. С. Розова),— в каждой из этих ролей актер был достоверен, для каждой находил выразительные детали, каждая из них была важной ступенью на пути овладения мастерством.

В 1975 году театр отмечал сорокалетие своего существования, отметив юбилей спектаклем «Бумбараш» по сценарию Е. Митько и Ю. Михайлова с музыкой В. Дашкевича. Заглавную роль в спектакле исполнил Калаганов. Спектакль стал событием в театральной жизни Казани. Горемыка-солдат, волей случая оказавшийся во время Гражданской войны на территории, переходящей то в руки немцев, то петлюровцев, то белых, то красных, растерявшийся, но не сломавшийся духовно и нравственно, не утративший свою крестьянскую смекалку и сноровку, был сыгран Калагановым на одном дыхании с такой силой внутренней отдачи, с таким проникновением в суть подлинно народного характера, что исполнение Калагановым этой роли стало явлением театрального искусства. Актер создал образ такого масштаба, что воплотил в себе судьбу народа, оказавшегося в горниле Гражданской войны. Ничего лишнего не было в этой роли, ни показного балагурства, кокетничанья В. Золотухина, игравшего эту роль в фильме, ни пафосности, ни драматизирования тех или иных ситуаций. На сцене действовал подлинно народный герой, без всякого позерства, скромный и мужественный, стойкий прежде всего своим духом. Проникновенно звучали в его исполнении песни Бумбараша, естественно возникавшие по ходу действия.

Последующие роли: батрак Яанус («Оборотень» А. Кицберга»), Малахов-отец («Остановите Малахова!» В. А. Аграновского), студент Казанского Императорского университета Смелянский («Казанский университет» Д. Н. Валеева),— сыгранные столь же уверенно и профессионально, утвердили положение актера среди ведущего состава труппы, но теперь ему требовался иной масштаб, иной уровень творческой работы, роли, которые позволили бы ему раскрыть свои творческие возможности более полно и разнообразно. В 1981 году по приглашению главного режиссера Кировского ТЮЗа он уезжает в Киров, но через два года возвращается и поступает в Казанский Большой драматический театр им. В. И. Качалова.

Ситуация в большой по численности труппе, в историческом театре со своими вековыми традициями была, конечно, иной, чем в ТЮЗе — роли тут приходится ждать годами. Но здесь было у кого поучиться, сама сцена требовала от актера иного дыхания. Прошло два года, прежде чем Калаганов получил две небольшие роли: прораба в «Зинуле» А. И. Гельмана и г-на Пенурри в водевиле Э. Лабиша «37 су г-на Монтодуана». Но следом за ними пришла большая и заметная роль — Простого человека — в драме Р. Болта «Человек на все времена», позволившая актеру выявить свои лучшие качества: полноту внутреннего перевоплощения, точность внешнего рисунка, логическую выверенность каждого шага. Следующая роль — Тарелкина в трагикомедии

А. В. Сухово-Кобылина «Дело» — потрясла подлинным открытием характера. В исполнении Калаганова образ чиновника-приспособленца, карьериста и лицемера, верного слуги и одновременно жертвы бюрократической системы вырастал до символа. Смелый до гротеска внешний рисунок роли — его Тарелкин буквально трансформировался на сцене, превращаясь то в надменно-величественную фигуру перед лицом просителя, то в некое пресмыкающееся, извивающееся у ног начальства бесформенное и бестелесное существо. Жест, взгляд, интонация, точно соответствующие социальному положению героя,— все работало на образ, придавая ему значительность и масштаб широкого обобщения, выражавший самый дух системы, вне зависимости от конкретного исторического контекста.

Явлением театрального искусства стал и созданный Калагановым в пьесе А.Ставицкого по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» образ Шарикова, человека с собачьей душой, результат эксперимента профессора Преображенского. Это было удивительное существо в человеческом облике. Всем своим поведением, манерой втягивать воздух, вскидывая голову, суетой вокруг мебели, хватанием и бросанием предметов, попадавшихся под руку, актер очень точно передавал повадки собаки, дворняги. У зрителя буквально возникало раздвоение восприятия: по сцене двигался и совершал какие-то действия человек, но не покидало ощущение, что это собака. И когда Шариков уставал от своей бесконечной и бестолковой суеты, его бегающие тоскливые глаза останавливались в каком-то безмолвном отчаянии, казалось, что он сейчас завоет долгим, протяжным собачьим воем.

Озорно, с лукавым юмором играл Калаганов роль Азазелло в инсценировке романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», с точным ощущением стилистики пьесы играл Гулячкина в «Мандате» Н. Р. Эрдмана. Роль Шейлока в пьесе У. Шекспира «Венецианский купец», которую режиссер М. Али-Хусейн ставил исключительно для Калаганова, потребовала от него огромного напряжения всех внутренних сил. И хотя актеру удалось передать трагедийный масштаб образа, накал внутренних страстей, спектакль в целом не стал значительным событием. В этом же году Калаганов сыграл роли Труфальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони) и Сганареля («Дон Жуан» Ж. Б. Мольера), не добавившие новых красок в его творческий портрет. Зато безусловным достижением стал Городничий в гоголевском «Ревизоре».

Городничий Калаганова был прежде всего крепким хозяином, кулаком, город был его домом, его хозяйством, где все было распределено и расставлено по своим местам и каждый живущий в городе знал свое место, предоставленное ему хозяином. Он и сам хорошо знал свое место, знал, кому кланяться, а кому не обязательно. Это был человек, хорошо освоивший систему управления и прочно занявший в ней свое место. Предоставившаяся вдруг возможность взлететь повыше вышибла его из колеи, он засуетился и не заметил, как попал впросак. Он был удивительно достоверен и убедителен, и безусловно современен. Фигура градоначальника, созданная талантом Калаганова, поражала своей вневременностью, казалось, что этот градоначальник был всегда и будет в будущем именно таким столпом системы, который ни объедешь, ни обойдешь — градоначальник на все времена. И при этом прекрасный семьянин, бывает и добродушен, и любезен.

Это была выдающаяся работа актера, явление искусства, законченный художественный образ, по праву занявший свое место в галерее Городничих, созданных в русском театре на протяжении сценической истории прославленной пьесы. И это, увы! была последняя работа Калаганова в качаловском театре. Не найдя творческого контакта с режиссурой, он уехал по приглашению в Нижний Тагил, где и трагически погиб 22 февраля 2001 года.


 Ю. Благов
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»