|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ХАЙРУЛЛИНА ФИРДАУС ХАБИБУЛЛОВНА
(4 января 1951 г., с. Агайбашево Лаишевского района ТАССР — 15 июля 2003 г., г. Казань)
В 1970 г. закончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова), с того же года — актриса академического театра им. Г. Камала.
Заслуженная артистка ТАССР (1983).
Народная артистка РТ (1995).
Заслуженная артистка РФ (2002).
Давно, в 1982 году, в журнале «Театральная жизнь» я писала о своей студентке Фирдаус Хайруллиной. Как молниеносно мчится время! Давно ли длинноногая, нескладная, большеглазая девчонка сидела на моих лекциях в Казанском театральном училище. И вот она — актриса Театра им. Г. Камала, член правления татарского отделения Всероссийского театрального общества, отмечена правительственной наградой — медалью «За трудовую доблесть».
Мне было очень приятно писать о своей бывшей студентке. Мне импонировали ее доброта, благожелательность к людям, добросовестность в работе. Вы бы видели, как загорались ее глаза, когда речь заходила о товарищах, о той доброжелательной, искренней атмосфере, которая царила среди молодежи театра! Дружба и энтузиазм помогают молодым расправить крылья, почувствовать простор для эксперимента и творчества.
Фирдаус была предана своему театру, радовалась рождению его спектаклей, успехам своих коллег. Для нее не существовало простоев в творчестве. Если при распределении ролей она не попадала в полюбившуюся пьесу, то работала самостоятельно над ролью, готовая в любой момент войти в спектакль. Это свидетельствовало не только о колоссальной работоспособности, но и о большой любви к искусству, преданности ему.
В то же время в ее стремлении много играть не было беспардонного требования исключительного внимания к своей персоне — актриса очень скромно вела себя в театре. Никто не слышал от нее ссылок на усталость. Ее уважение к делу, к товарищам проявлялось в дисциплине.
Фирдаус постепенно вырастала в серьезную, большую актрису. Как многие, Хайруллина делала свои первые шаги в небольших ролях, массовых сценах. Она принадлежит к разряду тех актеров, к которым успех приходит постепенно, осторожно, неторопливо. Поначалу как все начинающие актеры, играла разных молоденьких, смешливых девчушек, как, например, Сайру в «Мужчинах» Т. Миннуллина, Финею — «Дурочка» Лопе де Вега, Анджолетту — «Бабьи сплетни» К. Гольдони. Чуть позднее — молодую, серьезную учительницу Муршиду — «Если любовь настоящая» X. Вахита, серьезных Веру — «Одна ночь» Б. Горбатович, Клавдию — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, беззащитную, томную гимназистку Зухру — «Беглецы», восторженную мещанку Мастуру — «Портфель» Н. Исанбета.
В этих ролях еще не проявилось то особенное, индивидуальное качество дарования, которое отличает нынешнюю работу молодой актрисы. Фирдаус только-только, что называется, училась ходить.
Режиссер П. Исанбет в спектакле «Судьба татарки» Г. Ибрагимова назначил Хайруллину на главную роль — молодая Гюльбану. Пожалуй, именно эта работа оказалась самой глубокой и завершенной из всего того, что было сыграно доселе. Именно в роли Гюльбану стало проявляться своеобразие актрисы. Она почувствовала и передала трагическую сущность судьбы татарской дореволюционной женщины, ее полное бесправие, спутанность тисками патриархальных канонов. Гюльбану Хайруллиной — очень женственна, мягка, стеснительна, с несмелой улыбкой на устах — держала себя строго, сдержанно, не смела прямо взглянуть в глаза мужу и окружающим. Столько было счастья, радости в блестящих, выразительных глазах! Позже актриса показывала, как постепенно, в столкновениях с жесткостью окружающего ее мира, угасали глаза, уходило радостное ощущение жизни. Хайруллина показывала развитие характера Гульбану, постепенный, логический приход к трагическому финалу — самоубийству. После Гюльбану актриса создала образы молодых героинь Гульчихры, Эсмеральды в пьесах «Потоки» Т. Гиззата, «Зифа» Н. Исанбета, рассказывающих о дореволюционных и советских событиях. Эти три роли, сыгранные одна за другой, представляют собой определенный период в творчестве Хайруллиной на пути к зрелости.
Между этими ролями были работы в других спектаклях — Варя в «Одной ночи» Б. Горбатова, Аля в постановке «Где вы, мужчины?» Р. Мингалимова. Но, пожалуй, самой яркой работой актрисы стала Невеста в спектакле «Жених и Невеста» М. Байджиева. В исполнении этой роли — синтез жизненной достоверности, естественности и лиричности, сказочной мечты о счастье и горького разочарования.
Через образ Невесты проходила серьезная и всегда насущная проблема — конфликт между людьми, обладающими духовной красотой, и теми, кто обделен ею, нищ духом. Так же как и при создании образа Гульбану, актриса показывала образ в развитии. Необычайно счастливая поначалу Невеста, узнав о предательстве Жениха не падал духом как Гульбану, а с необычайной взрывной силой духа, одновременно страдания, горечи, с гневной горячей эмоциональностью обвиняла Жениха.
Приобретенное мастерство помогло позднее в создании и трагической героини Зулейхи в одноименной пьесе Г. Исхаки.
С годами в репертуаре Хайруллиной стали появляться комедийно-характерные роли, такие как взбалмошная, но свободолюбивая Катарина — «Укрощение строптивой» В.Шекспира, мудрая, лукавая Катерина — «Зятья Григория» Т. Миннуллина, неожиданными в творческом списке оказались две абсолютно как бы точно срисованные с натуры деревенские женщины Халиса и Марфуга в комедиях З. Хакима «Русалка — любовь моя» и «Летающая тарелка».
Через все роли актрисы всегда проглядывала ее индивидуальность — мягкость, поэтичность, человеческая душевность при, как писал К. Станиславский, «максимуме внутреннего, минимуме внешнего».
Хайруллина, бесспорно, была актрисой сугубо драматической, она обладала глубоким внутренним драматизмом, сдержанной силой. Ей были близки принципы психологической драмы, искусства переживания. Она увлекала зрителя своей глубоко запрятанной сутью, добивалась сопереживания своим героинями, женщинам, как правило, с трудной судьбой. Она четко раскрывала характер своих емких, многогранных персонажей. Жизненная достоверность не отяжеляла ее образы, они были поэтичны, мягки, лиричны.
Человеческая душевность Фирдаус позволила ей, перед уходом из жизни, выпустить книжку с говорящим названием «Ностальгия» («Юксыну»). В ней она с необыкновенной любовью, ностальгией, душевной щедростью писала об актерах живых и ушедших. И через рассказы о других проглядывала сущность самой рассказчицы — человека сердечного, искреннего.
И. Илялова
|
|