|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ХАЙРУЛЛИН ИЛЬДАР ЗИННУРОВИЧ
Родился 6 июня 1950 г. в Казани. В 1970 г. окончил Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала.
Заслуженный артист ТАССР (1982).
Народный артист РТ (1991).
Заслуженный артист РФ (1999).
Ильдар Хайруллин — многоплановый актер широкого творческого диапазона. Он один из ведущих мастеров Татарского академического театра. Выразительные сценические данные, явный актерский темперамент позволили с первых же лет работы в театре занимать его не только в массовых сценах, но и поручать ему разнообразные роли.
Сегодня, по истечении сорока с лишним лет со дня прихода Хайруллина в театр, можно безошибочно разделить созданные им образы на три своеобразные группы. Образы положительных молодых ведущих героев. Их правофланговым был грузинский юноша, обаятельный, эмоциональный Таймураз — «Не беспокойся, мама» Н. Думбадзе, сыгранный уже в 1971 году, через год после прихода в театр. Затем были Алим — «Сумерки» А. Гилязова, Тахир — «Если любовь настоящая» Н. Вахита, Лауренсио — «Дурочка» Лопе де Вега, Плетнев — «Солдатская вдова» Н. Анкилова. Уже этих молодых, только вступающих в жизнь юношей, своих современников начинающий актер играл с юношеским азартом.
В дальнейшем актер замечательно сыграл деревенского парня Сайфуллу — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. С самого начала он заявлен артистом как шустрый, неунывающий балагур, заводила деревенской молодежи. В сцене с последними он крутится волчком, прыгает, скачет, придумывает шутливые стишки, забавные прозвища девушкам, получая великое наслаждение от собственных импровизаций и заставляя остальных безудержно смеяться.
Чуть позже появятся в драмах и комедиях положительные и отрицательные повзрослевшие, но еще сравнительно молодые герои, познавшие драматические стороны жизни: трагический Исмагил — «Угасшие звезды» К. Тинчурина, Жених, не сумевший сохранить ни свою совесть, ни свою любовь — «Жених и невеста» М. Байджиева.
С течением времени росло мастерство, свидетельством которого явилось создание в 1981 году неожиданного образа Поэта — «У совести вариантов нет» Т. Миннуллина, занявшего важное место в творчестве актера. Поэт был персонажем, выступающим от имени автора, размышляющим о месте подвига в жизни человека. Он — связующее звено всего действия. Отсюда движущей силой действия становится не сюжет, а мысль. Во имя движения этой мысли, ее утверждения проделывает Поэт все ходы своих изысканий. Хайруллинский герой мучается, ищет, радуется, негодует, падает на колени перед Джалилем, своим человеком входит в тюремную камеру джалильцев, поет с ними грустную, берущую за душу песню «Осыпается цветок». То присядет в стороне за своим столом и пытливо всматривается в лица героев, молча внимательно их слушает, то захлестнувшие эмоции заставляют вскакивать и бежать то к матери Джалиля, то к Ланфредини — сокамернику Мусы, то к Розенбергу — фашистскому министру пропаганды, то к Каину — общемировому первому убийце на земле. Поэт пытается узнать, в чем корни, истоки мужества Джалиля. На что сам Муса коротко отвечает — «У совести вариантов нет». Спета перед казнью последняя строка песни последним джалильцем и сразу подхвачена Поэтом. Он поет их песни, продолжает их дела, незаконченные на земле, как бы напоминает нам, живущим, о величии и бессмертии героев. Роль трудная, непривычная для актера. Но он справился и стал одним из запомнившихся образов.
В эти же годы раскрывается новая грань дарования Хайруллина — умение создавать эксцентричные, фарсовые персонажи с отточенной, графически четкой формой. Одним из первых в ряду подобных героев стал оборвыш Абдулич — «Беглецы» Н. Исанбета, чем-то напоминающий ранних героев — маски Чарли Чаплина. Актер вместе с режиссером Салимжановым придумали уморительный внешний облик. На широком лице с длинным красным носом во все стороны торчали взлохмаченные волосы, придавая физиономии забавные выражения хорохорящегося петушка. Замызганный, неопределенно бурого, когда-то, видимо, голубого цвета, с чужого плеча пиджачок, темные коротенькие, узкие брючки и драный башмак, из которого вылезал палец, довершали его облик. За этой комической, театрально яркой выразительной внешностью скрывался пустой, никчемный, ленивый, жалкий, смешной, вечно голодный человек, «великий» в своих претензиях.
Два абсолютно противоположных образа Абдулича и Поэта были созданы один за другим — в 1980 и 1981 годах, то есть всего через 10 лет после окончания училища.
Средства актерской выразительности, найденные в этих работах, помогли при создании и других ролей. Например Карандышева — «Бесприданница» А. Островского, сыгранного в 1983 году. Актер показывал разные грани характера героя, но больше подчеркивал его жалкие, нелепые черты. При этом вспоминался три года назад сыгранный им Абдулич. На кого уж точно повлиял своеобразный Абдулич, так это на создание знаменитого героя итальянского драматурга К. Гольдони Труффальдино — «Слуга двух господ» (1991). В Труффальдино — умном, лукавом, азартном, изобретательном, пластичном, невероятно подвижном, умеющем выпутываться из любой, казалось бы, тупиковой ситуации, главным в характере становился неугасимый оптимизм.
Спустя восемь лет, в 1999 году, Хайруллин сыграет Пеппино, еще одного итальянца в грустной комедии «Суббота, воскресенье, понедельник» не менее знаменитого автора Э. де Филлиппо. Но это будет совсем другой тип — интеллигентный, усталый, задерганный жизнью человек, вдруг неожиданно взрывавшийся, затем сконфуженно замолкавший. Он будет тихо, задумчиво сидеть, следя за окружающей его в доме суетой. Самое замечательное в возросшем мастерстве актера — думать и молчать на сцене, но за этим молчанием раскрывался непростой внутренний мир героя, а зритель отчетливо прочитывал его мысли. Актер не делал, казалось, никаких усилий для донесения мысли, он просто научился его передавать при помощи выразительных глаз.
Сыгранные в течение десятилетий положительные, отрицательные, сугубо драматические, комические эксцентричные роли, образы, создаваемые актером, приобретали убедительную многомерную жизненность, психологическую законченность, узнаваемость людских характеров, особую человеческую пронзительность.
Особенно выразительной драматичность проявилась в образе Хабира — «Любовница» Т. Миннуллина. Немолодой, материально обеспеченный человек, много лет встречающийся с любовницей, любящий и любимый Анисой, но женатый на другой женщине. Хайруллин убедительно раскрывает поведение Хабира в доме Анисы. Он чувствует себя здесь вольготно, как в своем собственном доме, фактически как муж, вернувшийся к себе домой, и теперь искренно, непритворно не понимает причин ее неожиданного отказа продолжить их отношения. Не понимает выдуманного Анисой греха незаконной связи. Они же любят друг друга. Разве это грех? При этом страдают оба.
В ряду отрицательных персонажей, пожалуй, самый известный — Жанбай — «Идегей» Ю. Сафиуллина. Актер его играет мастером интриги, внимательно подсматривающим за всеми. Сеять раздор — его призвание. Главный доносчик, получающий тайную, но реальную и великую власть, основанную на кознях, обмане, предательстве, он вызывал к себе чувство отвращения и омерзения.
Хайруллиным сыграны десятки самых разных ролей. С 1975 года он начал ставить спектакли в камаловском театре — около двух десятков постановок — в камаловском театре, около двух десятков постановок — в районных театральных коллективах, чаще всего в Альметьевском. Кроме того, давно преподает актерское мастерство в Казанском театральном училище.
И. Илялова
|
|