|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ХАСАНОВ ИЛЬГИЗАР ГАЛИМЗЯНОВИЧ
Родился 25 мая 1957 г. в Казани. В 1978 г. окончил Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и был направлен в Мензелинский театр. С 1978 г. по 1980 г. служил в армии. С 1980 г. работает в Татарском театре драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Заслуженный артист РТ (1997).
Народный артист РТ (2008).
После окончания школы И. Хасанов попал на курс, который набирал выдающийся татарский режиссер, народный артист СССР М. Х. Салимжанов. Именно у него Ильгизар постигал азы актерского искусства. Два года отслужив в армии, с 1980 года начал работать в театре им. К. Тинчурина.
Первые годы были временем накопления опыта, определения своей творческой индивидуальности, своих актерских возможностей. Но уже первые роли Закира — «Черноликие» М. Гафури, Хаммата — «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета, Клавдио — «Много шума из ничего» В. Шекспира, несчастного Эбина — «Любовь под вязами» Ю.О,Нила, преступившего законы морали, показали, что в театре появился одаренный молодой актер. Созданные И. Хасановым образы свидетельствовали о разнообразных сторонах его дарования.
Постепенно определилось основное творческое направление И. Хасанова как актера острохарактерного, комедийного. Его искусство отличается художественной правдой, проникновением в сущность сценического образа, ярким, сочным комизмом, смелой выразительностью актерских приемов. Созданные им образы абсолютно жизненно узнаваемого пьянчужки Файруза («Во здравие» Р. Хамида); сатирически заостренного, подлого, скользкого, нравственно низкого Еланова («Свояк не добро — коза не родня» Т. Миннуллина); нелепого, донельзя смешного Хамита («Страсти по докладу» К. Тинчурина); надоедливого, возмущенного искателя правды, садовника Антонио («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше); фарсово-гротескового Оронта («Господин де Пурсоньяк» Мольера) поражали точностью художественной типизации, четким жизнеподобием.
Вместе с тем есть некоторые сожаления по поводу того, что режиссер театра, найдя в нем идеального исполнителя образов всевозможных пьяниц, бомже-образных типов, каких-то нелепых стариков, эксплуатирует только одну, говоря языком кино, найденную типажность. Актерски эти образы созданы замечательно. Если еще учесть то, что Хасанов, будучи живописцем, находит для каждого своего героя очень выразительный внешний вид, то становится понятен успех его созданий. Особая одежда, подходящая только для данного персонажа, какие-то нелепые шапки, шляпы, стоптанные валенки, драные брюки, башмаки. Он находит и особую изломанную пластику, и особую манеру речи. Все очень ярко, сочно. Но через образы подобных странных, порой веселых, жизнерадостных личностей проглядывают вдруг люди печальные, задумавшиеся о своей жизни.
В спектакле «Бесшабашная юность моя» Хасанов играет Черноусого, очередного пьяницу. Но актер очень осторожно, тихо, сквозь мутную пьянь показывает его совестливость, дает почувствовать своеобразную человеческую драму. Его другая недавняя роль — Мугаллим — «Хаджи женится» Ш. Камала — странный, громогласный, высокий худой человек в драном халате, дырявых лаптях, превращается в прилично одетого муллу и начинает очень смешным высоким голосом, почти фальцетом, выпевать нечто, напоминающее молитву. Однако и за образом внешне комичного человека скрывается своеобразный философ.
Если бы режиссеры, отойдя от типажности, дали возможность актеру сыграть сугубо драматические роли, это дало бы интересный результат. И самому Хасанову было бы очень интересно покопаться в своих актерских возможностях.
В трактовке каждого персонажа, а их создано уже около 70, актер ищет новые, неожиданные краски, свойственные только данному герою, что в итоге приводит к сочетанию внутренней и внешней достоверности, характерности.
И. Хасанов — актер, востребованный в театре. Он не чурается никакой роли — будь то большая или маленькая. Он следует словам К. С. Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». И. Хасанов — человек, не представляющий свою жизнь вне театра, и вот уже почти 30 лет верно служит ему. К тому же, как творческий человек, он еще и рисует, сочиняет сказки, работает с детьми в театральной студии.
И. Илялова
|
|