|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ХАФИЗОВ АЙДАР САДРИЕВИЧ
Родился 20 мая 1943 г. в с. Конь Пестречинского района ТАССР. В 1970 году окончил Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова). В 1971—1974 гг.— режиссер ДК им. Ленина, в 1974—1975 гг.— главный администратор театра кукол, в 1975—1976 гг.— артист Татгосфилармонии, в 1976—1978 гг.— артист Республиканского передвижного театра, с 1978 г. — артист Академического театра им. Г. Камала.
Народный артист РТ (2001).
Хафизов, обладающий выразительными актерскими данными — высокий рост, яркие живые глаза, внутренний мягкий темперамент, музыкальность, обаяние — оказался востребованным в театре. Образы, созданные актером, отличаются многогранностью характеров. Безыскусное, непосредственное дарование, отличающееся душевной теплотой, привлекало своей естественностью, жизнеподобием уже с первых ролей. Среди них был юный, искренний Сайяр — «Мама приехала» Ш. Хусаинова — с грустью понимающий, что он оказался меж двух огней: больной мамой и молодой, любимой женой Риммой.
Совершенно не похож на растерянного юношу важный, глуповатый Жигангир — «Хужа Насретдин» Н. Исанбета, а на них забавный Салих — «Казанское полотенце» К. Тинчурина. Такие образы, как Транио — «Укращение строптивой» В. Шекспира, Азамат — «Не улетайте, жаворонки», Адаш — «Три аршина земли» А. Гилязова, Кучкар — «Зульфия» К. Амирова, Андрей — «Как звезды в небе» по М. Горькому, Камали — «Несчастный юноша» Г. Камала и др., созданные в первое десятилетие работы Хафизова в театре, свидетельствовали о том, что он является характерным актером широкого творческого диапазона.
Хафизов играет много, не отказываясь ни от главных, ни от эпизодических ролей. В каждой из них ищет и находит четкую отличительную черту, только данному персонажу соответствующий характер. Поэтому его актерские персонажи отличаются не только по годам, но и по внутреннему состоянию, внешнему облику. Например, размышляющий о серьезных проблемах национальных взаимоотношений Галиулла — «Ильгизар + Вера», душевно черствый Шахит — «Прощайте», удивленный, восхищенный мужеством Джалиля итальянец Ланфредини — «У совести вариантов нет» Т. Миннуллина.
Абсолютно разные герои Хафизова и более позднего периода — напыщенный, глупый Кадырбирде — «Идегей» Ю. Сафиуллина; глубоко драматический Дервиш — «В ночь лунного затмения» М. Карима, понявший как бесцельно прожил он свою жизнь; немного потухший, задумчивый, измученный жизнью человек, то тихо внимающий тому, что происходит вокруг, то начинающий шумно волноваться Пеппино — «Суббота, воскресенье, понедельник» Э.де Филиппо и целый ряд других больших и малых ролей.
Наряду с актерской работой Хафизов занимается режиссурой массовых представлений, юбилейных вечеров, посвященных памяти Ш. Марджани, Н. Исанбета, Х. Такташа. К десятилетнему юбилею группы актеров-ветеранов камаловского театра «Милосердие» («Инсаният») он поставил с ними спектакль «Судьбы, избранные нами» Т. Миннуллина.
Некоторое время Хафизов вел курс актерского мастерства в университете культуры и искусств.
Айдар Хафизов — человек деятельный, неугомонный, всего себя отдающий любимому делу — искусству.
И. Илялова
|
|