поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 19 Апрель
  • Гөлнара Абитова - актриса
  • Гөлназ Миньязова - журналист
  • Мөнир Шакиров - журналист
  • Рөстәм Нәбиуллин - журналист
  • Дәниф Шәрәфетдинов - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Adiplar.narod.ru онлайн энциклопедиясе

Adiplar.narod.ru онлайн энциклопедиясе

Әхмәт Дусайлы туплаган онлайн-энциклопедиядә әдипләр генә түгел, журналистлар, галимнәр, җәмәгать эшлеклеләре турында файдалы мәгълүмат, матбугатта чыккан язмалар урын алган.

ГЫЙБАДУЛЛИН РӨСТӘМ

Рустам Гибадуллин - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарной подготовки КамПИ.

Идея национально-государственного суверенитета была взята на вооружение татарским общественным движением несколько позднее, чем это сделали в конце 80-х годов национальные движения ряда союзных республик. Это было связано с тем, что с 1988 года по лето 1990 года в центре национально-освободительного процесса находились союзные республики, и лишь на следующем этапе, примерно с лета 1990 года, основными действующими субъектами этого процесса оказались республики, входившие в состав РСФСР. Для понимания особенностей развития татарского общественно-политического движения важно учитывать и то, что развитие идеи национально-государственного суверенитета, помимо трудностей, связанных с преодолением имперской политики и идеологии в центре и на местах, имело для Татарстана, по сравнению с большинством союзных республик, как бы дополнительные сложности, вызванные, прежде всего, анклавным положением Татарстана внутри России и рядом этнодемографических факторов: проживанием подавляющей части татар (75%) за пределами Татарстана и бинациональным в своей основе составом его собственного населения. Помимо этого, определенную сложность создавало то, что государственность Татарстана, как автономии, носила достаточно неопределенный характер. Хотя она и подтверждалась такими атрибутами, как собственная Конституция, законодательная и исполнительная власть, однако, например, в отличие от государственности союзных республик она не была зафиксирована в Конституции СССР, а в Конституциях РСФСР и ТАССР она закреплялась без указания суверенности. В то же время в советской общественно-политической и юридической литературе подчеркивалось существование автонбмных республик как национальных государств, а также построение российской и союзной федераций по национальному признаку. Все это подводило татарское общественное движение к постановке вопроса о национально-государтвенном возрождении Татарстана путем придания ему статуса союзной республики. Эта идея перекликалась с проектом Конституции А.Д.Сахарова, которая была поддержана многими авторами, заложена в программ-ные документы Межрегиональной группы народных депутатов СССР и предусматривала демократическую реконструкцию Советского Союза на основе устранения существовавшеи иерархии национально-территориальных образований. Прецеденты такого подхода к федеративному устройству СССР имели место и раньше. Так, вопрос о выводе автономных республик из состава РСФСР и прямом их вхождении в СССР ставился еще на XII съезде РКП(б) в 1923 году, в том числе и выдающимся деятелем советского национально-государственного строительства М.Х.Султан-Галиевым. В конце 80-х годов идея преобразования Татарстана в союзную республику получила широкое распространение. Об этом говорило то, что в 1989 году в ходе изучения общественного мнения в Татарстане 67% опрошенных высказались за придание ему статуса союзной республики или за отмену ранжирования республик на союзные и автономные. Такая позиция отражала стремление Татарстана к национально-государственному равноправию, а также осознание населением республики объективных потребностей своего социально-экономического развития, уровень которого по целому ряду важнейших показателей был значительно ниже, чем в среднем по России, несмотря на то, что доходы Татарстана превышали его расходы на два с лишним миллиарда рублей. Следует отметить также, что лидеры Татарстана в этот период пытались на уровне руководства СССР ставить вопросы расширения экономических прав, повышения политического, государственного статуса республики.

Развитие татарского общественно-политического движения за суверенитет Татарстана было вызвано потребностью не только национально-государственного равноправия,но и культурно-языкового возрождения, которое в значительной степени было связано с преодолением последствий ассимиляторской политики советского государства. Эта политика, начатая в 30-х годах переводом на русскую графику письма ряда народов страны и введением обязательного преподавания русского языка в шко-лах национальных республик и областей, в дальнейшем сопровождалась усилением ограничений для нерусских народов в культурно-языковой сфере. Так, значительное сокращение количества татарских школ в Татарстане и за его пределами (например, почти полная ликвидация их в Башкирии) привело к тому, что к концу 80-х годов только 7% татарских детей обучалось на своем родном языке. Помимо этого в республике произошло сокращение выпуска книжной продукции на татарском языке (если в 1970 году на каждые 100 человек татарской национальности было издано 49 книг на татарском языке, то в 1980 году - 34 книги), а удовлетворение потребности в ней татарской диаспоры и без того могло осуществляться силами Татарстана только наполовину. Технические возможности респуб-ликанского радио на татарском языке (которое являлось практически единственным в СССР) не позволяли полностью охватить даже территорию Татарстана (казанский радиоцентр, как и радиостанции других автономных республик, вел передачи только на средних и длинных волнах, зона устойчивого приема которых была ограничена и не покрывала даже всей территории Татарстана). Наличие же у него собственного кинематографа и телевидения вообще не было предусмотрено его автономным статусом. В результате всего этого роль татарского языка, перед революцией игравшего наряду с русским роль языка межнационального общения в Поволжье, была за годы советской власти кардинальне подорвана, более того, началась последовательная утрата позиций татарского языка среди самих татар. В этих условиях повышение государственного статуса Татарстана как культурно-исторического очага татарской нации рассматривалось в качестве необходимой меры, позволяющей создать политические, экономические и социальные условия восстановления и подъема национально-языковой жизни.

Развитие татарского общественного движения в конце 80-х - начале 90-х годов, базировавшегося на идее национально-государственного и этнокультурного возрождения, имело и глубокие исторические корни: наличие у татар собственной государственности в прошлом и ее насильственная ликвидация в результате иноземного завоевания, многовековая национально-освободительная борьба, богатые просветительские и демократические традиции в культуре (татарское просветительство в числе немногих в Российской империи относилось по своей форме к числу зрелых) и, наконец, опыт национального самоопределения в начале XX века, в тот период, когда татарское национально-освободительное движение приобрело широкий размах, охватив практически все социальные слои и сферы общественной деятельности (социально-политическую, культурно-просветительскую, религиозно-реформаторскую). Об относительно высоком уровне этнополитической самоорганизации татар в начале XX века говорила их тогдашняя ведушая роль в общемусульманском движе-нии России. К моменту реализации права на самоопределение татарское национальное движение претерпело эволюцию от получивших вначале распространение представлений о самоопределеңии в форме культурно-национальной автономии к прочно утвердившейся затем идее государственно-территориальной автономии. Вопрос же об отделении от России и создании независимого государства хотя и поднимался, серьезной поддержки в национальном движении не получил. Таким образом, татарское национально-освободительное движение начала XX века в целом по его направленности типологически можно отнести к движениям за автономию, которые являются эффективной формой массовой политической мобилизации и способствуют ускорению этноконсолидирующих процессов. Следует отметить, что в развитии подобных процессов в татарской среде важное место всегда занимал ислам, выполнявший исторически сложившуюся роль идейной опоры в противодействии народа политике насильственной христианизации и русификации в условиях национально-колониального гнета. Однако наличие в татарском обществе в годы первой и второй русских революций различных по своей социально-политической направленности сил говорило об отсутствии единого движения исламистского и традиционалистского типа.

Таким образом, все әти политико-экономические, социокультурные и исторические предпосылки современного татарского национального движения, развернувшегося в конце 80-х - начале 90-х годов под лозунгом суверенизации Татарстана, во многом определели его общегражданский и достаточно массовый характер, высокую степень политизации его участников, а также тесную взаимосвязь этнического и этатистского направлений в его идеологии.


"Аргамак" журналы 
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»