|
Әхмәт Дусайлы туплаган онлайн-энциклопедиядә әдипләр генә түгел, журналистлар, галимнәр, җәмәгать эшлеклеләре турында файдалы мәгълүмат, матбугатта чыккан язмалар урын алган.
ГЫЙБАДУЛЛИН РӨСТӘМ
Рустам Гибадуллин - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарной подготовки КамПИ.
Идея национально-государственного суверенитета была взята на вооружение татарским общественным движением несколько позднее, чем это сделали в конце 80-х годов национальные движения ряда союзных республик. Это было связано с тем, что с 1988 года по лето 1990 года в центре национально-освободительного процесса находились союзные республики, и лишь на следующем этапе, примерно с лета 1990 года, основными действующими субъектами этого процесса оказались республики, входившие в состав РСФСР. Для понимания особенностей развития татарского общественно-политического движения важно учитывать и то, что развитие идеи национально-государственного суверенитета, помимо трудностей, связанных с преодолением имперской политики и идеологии в центре и на местах, имело для Татарстана, по сравнению с большинством союзных республик, как бы дополнительные сложности, вызванные, прежде всего, анклавным положением Татарстана внутри России и рядом этнодемографических факторов: проживанием подавляющей части татар (75%) за пределами Татарстана и бинациональным в своей основе составом его собственного населения. Помимо этого, определенную сложность создавало то, что государственность Татарстана, как автономии, носила достаточно неопределенный характер. Хотя она и подтверждалась такими атрибутами, как собственная Конституция, законодательная и исполнительная власть, однако, например, в отличие от государственности союзных республик она не была зафиксирована в Конституции СССР, а в Конституциях РСФСР и ТАССР она закреплялась без указания суверенности. В то же время в советской общественно-политической и юридической литературе подчеркивалось существование автонбмных республик как национальных государств, а также построение российской и союзной федераций по национальному признаку. Все это подводило татарское общественное движение к постановке вопроса о национально-государтвенном возрождении Татарстана путем придания ему статуса союзной республики. Эта идея перекликалась с проектом Конституции А.Д.Сахарова, которая была поддержана многими авторами, заложена в программ-ные документы Межрегиональной группы народных депутатов СССР и предусматривала демократическую реконструкцию Советского Союза на основе устранения существовавшеи иерархии национально-территориальных образований. Прецеденты такого подхода к федеративному устройству СССР имели место и раньше. Так, вопрос о выводе автономных республик из состава РСФСР и прямом их вхождении в СССР ставился еще на XII съезде РКП(б) в 1923 году, в том числе и выдающимся деятелем советского национально-государственного строительства М.Х.Султан-Галиевым. В конце 80-х годов идея преобразования Татарстана в союзную республику получила широкое распространение. Об этом говорило то, что в 1989 году в ходе изучения общественного мнения в Татарстане 67% опрошенных высказались за придание ему статуса союзной республики или за отмену ранжирования республик на союзные и автономные. Такая позиция отражала стремление Татарстана к национально-государственному равноправию, а также осознание населением республики объективных потребностей своего социально-экономического развития, уровень которого по целому ряду важнейших показателей был значительно ниже, чем в среднем по России, несмотря на то, что доходы Татарстана превышали его расходы на два с лишним миллиарда рублей. Следует отметить также, что лидеры Татарстана в этот период пытались на уровне руководства СССР ставить вопросы расширения экономических прав, повышения политического, государственного статуса республики.
Развитие татарского общественно-политического движения за суверенитет Татарстана было вызвано потребностью не только национально-государственного равноправия,но и культурно-языкового возрождения, которое в значительной степени было связано с преодолением последствий ассимиляторской политики советского государства. Эта политика, начатая в 30-х годах переводом на русскую графику письма ряда народов страны и введением обязательного преподавания русского языка в шко-лах национальных республик и областей, в дальнейшем сопровождалась усилением ограничений для нерусских народов в культурно-языковой сфере. Так, значительное сокращение количества татарских школ в Татарстане и за его пределами (например, почти полная ликвидация их в Башкирии) привело к тому, что к концу 80-х годов только 7% татарских детей обучалось на своем родном языке. Помимо этого в республике произошло сокращение выпуска книжной продукции на татарском языке (если в 1970 году на каждые 100 человек татарской национальности было издано 49 книг на татарском языке, то в 1980 году - 34 книги), а удовлетворение потребности в ней татарской диаспоры и без того могло осуществляться силами Татарстана только наполовину. Технические возможности респуб-ликанского радио на татарском языке (которое являлось практически единственным в СССР) не позволяли полностью охватить даже территорию Татарстана (казанский радиоцентр, как и радиостанции других автономных республик, вел передачи только на средних и длинных волнах, зона устойчивого приема которых была ограничена и не покрывала даже всей территории Татарстана). Наличие же у него собственного кинематографа и телевидения вообще не было предусмотрено его автономным статусом. В результате всего этого роль татарского языка, перед революцией игравшего наряду с русским роль языка межнационального общения в Поволжье, была за годы советской власти кардинальне подорвана, более того, началась последовательная утрата позиций татарского языка среди самих татар. В этих условиях повышение государственного статуса Татарстана как культурно-исторического очага татарской нации рассматривалось в качестве необходимой меры, позволяющей создать политические, экономические и социальные условия восстановления и подъема национально-языковой жизни.
Развитие татарского общественного движения в конце 80-х - начале 90-х годов, базировавшегося на идее национально-государственного и этнокультурного возрождения, имело и глубокие исторические корни: наличие у татар собственной государственности в прошлом и ее насильственная ликвидация в результате иноземного завоевания, многовековая национально-освободительная борьба, богатые просветительские и демократические традиции в культуре (татарское просветительство в числе немногих в Российской империи относилось по своей форме к числу зрелых) и, наконец, опыт национального самоопределения в начале XX века, в тот период, когда татарское национально-освободительное движение приобрело широкий размах, охватив практически все социальные слои и сферы общественной деятельности (социально-политическую, культурно-просветительскую, религиозно-реформаторскую). Об относительно высоком уровне этнополитической самоорганизации татар в начале XX века говорила их тогдашняя ведушая роль в общемусульманском движе-нии России. К моменту реализации права на самоопределение татарское национальное движение претерпело эволюцию от получивших вначале распространение представлений о самоопределеңии в форме культурно-национальной автономии к прочно утвердившейся затем идее государственно-территориальной автономии. Вопрос же об отделении от России и создании независимого государства хотя и поднимался, серьезной поддержки в национальном движении не получил. Таким образом, татарское национально-освободительное движение начала XX века в целом по его направленности типологически можно отнести к движениям за автономию, которые являются эффективной формой массовой политической мобилизации и способствуют ускорению этноконсолидирующих процессов. Следует отметить, что в развитии подобных процессов в татарской среде важное место всегда занимал ислам, выполнявший исторически сложившуюся роль идейной опоры в противодействии народа политике насильственной христианизации и русификации в условиях национально-колониального гнета. Однако наличие в татарском обществе в годы первой и второй русских революций различных по своей социально-политической направленности сил говорило об отсутствии единого движения исламистского и традиционалистского типа.
Таким образом, все әти политико-экономические, социокультурные и исторические предпосылки современного татарского национального движения, развернувшегося в конце 80-х - начале 90-х годов под лозунгом суверенизации Татарстана, во многом определели его общегражданский и достаточно массовый характер, высокую степень политизации его участников, а также тесную взаимосвязь этнического и этатистского направлений в его идеологии.
"Аргамак" журналы
|
|