|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ГАЛИУЛЛИН АНАС САГИДУЛЛОВИЧ
Родился 14 декабря 1940 г. в д. Чувашский Брод Алькеевского района ТАССР.
В 1976 г. окончил Казанский институт культуры. В 1962—1971 гг.— актер Республиканского передвижного театра.
В 1971—1977 гг.— старший методист по народным театрам Республиканского дома художественной самодеятельности. В 1977—1979 гг.— актер Государственного театра драмы и комедии. В 1979—1989 гг.— заведующий постановочной частью государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. С 1993 г.— актер государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Заслуженный артист ТАССР (1988).
Народный артист РТ (2008).
Анас рос в тяжелые военные и послевоенные годы и хорошо помнит, что такое голод. И тем не менее радостны школьные годы, самодеятельные спектакли и, конечно, тальянка — как же без нее в деревне тех лет. А потом Елабуга, культпросветучилище и Казань, где оказался его театр. Но театр передвижной. И, значит, вся жизнь «на колесах». На колесах, когда они есть, а чаще пешком, на санях, тракторах, зимой приходилось играть в холодных клубах. Потом появились автобусы. Наконец, театр, получив собственное помещение, стал стационарным. Первое время актеры даже скучали по поездкам.
Про таких актеров как Анас Галиуллин говорят: «мастер эпизода». Он играет много. Каждую свою роль продумывает до мелочей. Такие роли как Юлдуз — «Седые волосы матери» А. Мирзагитова, Антонио — «День рождения Терезы» Г. Мдивани, Фарит — «Твоя песня» Г. Минского, Миша — «Палата» С. Алешина, Халил — «Фундамент» Т. Миннуллина, принесли первый заслуженный успех. А потом, с появлением опыта, познавая секреты театральной школы, углубляясь в психологию каждого образа, он создает разные, непохожие друг на друга образы, стремится выразить социальные человеческие черты, приметы времени, эпохи. Среди таких ролей — Маклер («Хаджи эфенди женится!» Ш. Камала), Шишкин («Мещане» М. Горького), Симеон («Любовь под вязами» Ю. О`Нила), Председатель («Мы парни деревенские» Т. Миннуллина), Ахун («Ходжа Насретдин») и др. Правдивость, убедительность, детальная обработанность внешнего рисунка роли, с помощью чего раскрывается внутренний мир этих героев, их социальная сущность, составляют основные черты творческого почерка актера.
Галиуллин активно занят в репертуаре театра. Каждый из его сценических образов неравнозначен по занимаемому положению в драматическом произведении. Среди последних можно указать на такие роли, как Следователь — «Береги любовь» Х. Тухватуллова, Асфан — «Женитьба по объявлению» В. Константинова, Б. Рацера, пенсионер Саттар — «Гайфи бабай, женись, давай!» Г. Зайнашевой, Зыя — «К нам прилетели соловьи» И. Юзеева. Роль Председателя в спектакле по пьесе Н. Гиматдиновой «Одна капля любви» — новый тип сельского организатора, который пытается восстановить разрушенное и сохранить народные традиции, связанные с любовью к родной земле, к сельским труженикам.
Театр часто обращается к произведениям татарской классики. В спектакле «Угасшие звезды» К. Тинчурина он играет Старосту — человека, соблюдающего закон, сельского чиновника. Образ Шаехмирзы из комедии К. Тинчурина «Американец» в исполнении А. Галиуллина не похож на предыдущие роли. Он играет несостоявшегося ученого, который в своих неудачах обвиняет всех, в том числе новую власть. Актер детально раскрывает все нюансы этого образа, выявляет его отрицательные стороны.
Галиуллин ведет в театре большую общественную работу. За последнее 15-летие он является бессменным председателем профкома коллектива. Около 20 лет он работает руководителем драматического кружка в одной из школ Приволжского района г. Казани, где занимается воспитанием подрастающего поколения, прививает любовь к театральному искусству, татарской культуре и родному языку.
Всю жизнь верой и правдой служит своему театру Анас Галиуллин, играя большие и малые роли. Его многолетняя работа оценена почетным званием народного артиста республики.
И. Илялова
|
|