поиск новостей
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 24 Апрель
  • Илсур Метшин - дәүләт эшлеклесе
  • Усман Әлмиев (1915-2011) - җырчы
  • Чулпан Хәйруллина - журналист
  • Миләүшә Сибгатуллина - журналист
  • Эльмира Зарипова - дәүләт эшлеклесе
  • Талия Миңнуллина - дәүләт эшлеклесе
  • Рауис Гәрәев (1949-2004) - галим
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ГАЛЕЕВА АСИЯ АМИРОВНА

Родилась 25 апреля 1929 г. в с. Кзыл-Яр Бугульминского кантона ТАССР. В 1949 г. окончила Татарскую студию Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве и стала актрисой татарской группы Казанского русского ТЮЗа, в 1950 г. переведена в Татарский академический театр им. Г. Камала.

Заслуженная (1967) и народная (1982) артистка ТАССР.

В группе, отобранной для учебы в Татарской студии ГИТИСа, она оказалась младшей — пятнадцатилетней девочкой, фактически, еще школьницей, и педагоги сомневались, хватит ли у нее сил одолеть довольно значительную учебную нагрузку, освоить все предназначенные учебной программой дисциплины. Но она так хотела учиться, так самозабвенно переживала свое счастье учиться в Москве, встречаться с великими мастерами театрального искусства, что это удесятеряло ее силы и волю, и она доказала свое право на эту учебу. И педагоги, в особенности О. И. Пыжова, художественный руководитель студии, и оценили ее рвение, и полюбили ее за ее искреннюю и безоглядную отдачу любимому делу. Она сыграла Клариче в «Короле-Олене» К. Гоцци, Баян-Сылу в «Козы-Корпеш и Баян-Сылу» Г. Мусрепова, Людмилу в «Вассе Железновой» М. Горького — дипломных спектаклях студии, сыграла уверенно и убедительно. Это были незабываемо-счастливые годы в ее жизни.

Испытания начались сразу же по приезде в Казань. Когда формировалась студия, планировалось, что ее выпускники составят труппу вновь создаваемого татарского театра юного зрителя. Оказалось, однако, что город не успел подготовиться к созданию нового театра, бывшие студийцы были зачислены в русский ТЮЗ на правах татарской подгруппы. Режиссер К. Тумашева, назначенная куратором этой подгруппы, подготовила с выпускниками несколько новых спектаклей, в которых Асия Галеева сыграла роли подростка-мальчика Булата, девочки Сумбуль («Колыбельная песня», «Ильдус» Д. Аппаковой), Зухры («Падчерица» А. Ахмата). Группа проработала один сезон, изъездив со своими спектаклями почти всю республику, и была вынужденно расформирована, поскольку вопрос о создании татарского ТЮЗа так и не был решен. В числе нескольких выпускников студии Галеева была переведена в Татарский академический театр. И здесь ей пришлось столкнуться с проблемой определенного расхождения сложившихся в татарском театре национальных традиций актерского исполнения с требованиями той школы, которые она хорошо усвоила в процессе обучения в Москве. Но Ася Галеева была упряма и в каждой своей работе стремилась доказать правильность и действенность усвоенной ею системы работы.

Одной из первых ролей Галеевой в Татарском академическом театре была Вера в «Последних» М. Горького, и юная актриса выразительно выстраивала процесс преображения своей героини из восторженно-романтической гимназистки во внутренне опустошенную, потерявшую веру в людей женщину. В классической пьесе Г. Камала «Несчастный юноша» она сыграла роль Гайни, решительно порвав с традиционной трактовкой этой роли и представив героиню не как соблазнительницу, женщину легкого поведения, а как жертву социальных обстоятельств, в не меньшей степени несчастную, чем герой, давший название пьесе. И критика вынуждена была признать, что роль приобрела большую глубину и социальную значимость.

Ильсияр («Дочь бакенщика» Г. Губая), Асмагуль («Шумит ясная поляна» С. Кальметова), Венера («Минникамал» М. Амира) были сыграны Галеевой по всем канонам русской классической театральной школы с подробнейшей психологической мотивировкой каждого слова, каждого движения. Работая над ролью, она дополняла драматургический материал своей фантазией, своими знаниями, почерпнутыми из жизни, сочиняла биографии своим героиням. Ее усилия приносили успех и признание. В дни Декады татарского искусства и литературы в Москве летом 1957 года, ее работа — а она выступала в нескольких спектаклях, привезенных в Москву театром им. Камала,— особенно в роли Корделии в «Короле Лире» У. Шекспира, была высоко оценена московской критикой. «Лишь одна Корделия-Галеева может стать в спектакле рядом с Лиром — Абжалиловым. Она близка ему и цельностью своего характера, и мужественностью»,— написал журнал «Театр».

Каждая роль, сыгранная Галеевой, отличалась своеобразием. Психологически напряженным, эмоционально насыщенным был созданный в этот же период образ Негиной в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, индивидуальные краски нашла она для воплощения образов Нади во «Врагах» М. Горького и Гулли в «Зифе» Н. Исанбета. Дух противоречия, свойственный актрисе, заставлял ее в каждой роли искать что-то свое, неповторимое, непохожее на других, на прежних исполнительниц, добиваться максимального приближения к правде жизни. Подлинным событием театрального искусства стало исполнение А.Галеевой роли Гульжамал в одноименной пьесе Н. Исанбета, навеянной драматургу судьбой первой татарской актрисы С. Гиззатуллиной-Волжской. Создавая этот образ, драматург исходил из творческих данных именно Галеевой, и актриса постаралась оправдать доверие драматурга, создав образ большого масштаба, психологической глубины и социального содержания, сумев воплотить в этом образе судьбу не только талантливой актрисы, мужественно перешагнувшей патриархальные запреты, но и судьбу татарской женщины начала века, вступившей в борьбу за свое человеческое достоинство, за коренное изменение своего социального статуса в обществе. С. Гиззатуллина-Волжская, будучи зрительницей премьерного спектакля, высоко оценила успех актрисы.

Наряду с ролями лирико-драматического плана Галеева столь же своеобразно сыграла и ряд ролей острохарактерных и комедийных. Создавая образы Дильбар и Майшакар в остросатирических комедиях К. Тинчурина «Американец» и «Бегство», Зубаржат в комедии Н. Исанбета «Ходжа Насретдин», Дорины в «Тартюфе» Мольера и Беатриче в «Бабьих сплетнях» К. Гольдони, Галева стремилась передать комическое или сатирическое содержание образа не через внешний рисунок роли, не через откровенное комикование и окарикатуривание образа, а опять-таки путем постижения правды характера, подлинности проживания жизненной ситуации, раскрытия внутреннего драматизма образа. Искусство А. Галеевой, последовательно и целенаправленно следовавшее принципам школы К. С. Станиславского, было ближе русскому реалистическому психологическому искусству. Это сказывалось и при исполнении ролей в русском репертуаре, таких, как Полина («Одна ночь» Б. Л. Горбатова) или Анна Николаевна Таланова («Нашествие» Л. М. Леонова), Людмила («Ретро» А. М. Галина), так и в национальной драматургии, в таких ролях, как Зулейха («Приехала мама» Ш. Хусаинова) или Айша («Зифа» Н. Исанбета), Луиза («Сыновья» Р. Зиганшиной).

Столь же добросовестно и с полной отдачей душевных сил Асия Галеева много лет занимается педагогической деятельностью в Казанской консерватории, в университете культуры и искусств, с глубоким осознанием чувства ответственности передавая ученикам заветы своих учителей.


Ю. Благов
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»