|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ГАЛЕЕВА АСИЯ АМИРОВНА
Родилась 25 апреля 1929 г. в с. Кзыл-Яр Бугульминского кантона ТАССР. В 1949 г. окончила Татарскую студию Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве и стала актрисой татарской группы Казанского русского ТЮЗа, в 1950 г. переведена в Татарский академический театр им. Г. Камала.
Заслуженная (1967) и народная (1982) артистка ТАССР.
В группе, отобранной для учебы в Татарской студии ГИТИСа, она оказалась младшей — пятнадцатилетней девочкой, фактически, еще школьницей, и педагоги сомневались, хватит ли у нее сил одолеть довольно значительную учебную нагрузку, освоить все предназначенные учебной программой дисциплины. Но она так хотела учиться, так самозабвенно переживала свое счастье учиться в Москве, встречаться с великими мастерами театрального искусства, что это удесятеряло ее силы и волю, и она доказала свое право на эту учебу. И педагоги, в особенности О. И. Пыжова, художественный руководитель студии, и оценили ее рвение, и полюбили ее за ее искреннюю и безоглядную отдачу любимому делу. Она сыграла Клариче в «Короле-Олене» К. Гоцци, Баян-Сылу в «Козы-Корпеш и Баян-Сылу» Г. Мусрепова, Людмилу в «Вассе Железновой» М. Горького — дипломных спектаклях студии, сыграла уверенно и убедительно. Это были незабываемо-счастливые годы в ее жизни.
Испытания начались сразу же по приезде в Казань. Когда формировалась студия, планировалось, что ее выпускники составят труппу вновь создаваемого татарского театра юного зрителя. Оказалось, однако, что город не успел подготовиться к созданию нового театра, бывшие студийцы были зачислены в русский ТЮЗ на правах татарской подгруппы. Режиссер К. Тумашева, назначенная куратором этой подгруппы, подготовила с выпускниками несколько новых спектаклей, в которых Асия Галеева сыграла роли подростка-мальчика Булата, девочки Сумбуль («Колыбельная песня», «Ильдус» Д. Аппаковой), Зухры («Падчерица» А. Ахмата). Группа проработала один сезон, изъездив со своими спектаклями почти всю республику, и была вынужденно расформирована, поскольку вопрос о создании татарского ТЮЗа так и не был решен. В числе нескольких выпускников студии Галеева была переведена в Татарский академический театр. И здесь ей пришлось столкнуться с проблемой определенного расхождения сложившихся в татарском театре национальных традиций актерского исполнения с требованиями той школы, которые она хорошо усвоила в процессе обучения в Москве. Но Ася Галеева была упряма и в каждой своей работе стремилась доказать правильность и действенность усвоенной ею системы работы.
Одной из первых ролей Галеевой в Татарском академическом театре была Вера в «Последних» М. Горького, и юная актриса выразительно выстраивала процесс преображения своей героини из восторженно-романтической гимназистки во внутренне опустошенную, потерявшую веру в людей женщину. В классической пьесе Г. Камала «Несчастный юноша» она сыграла роль Гайни, решительно порвав с традиционной трактовкой этой роли и представив героиню не как соблазнительницу, женщину легкого поведения, а как жертву социальных обстоятельств, в не меньшей степени несчастную, чем герой, давший название пьесе. И критика вынуждена была признать, что роль приобрела большую глубину и социальную значимость.
Ильсияр («Дочь бакенщика» Г. Губая), Асмагуль («Шумит ясная поляна» С. Кальметова), Венера («Минникамал» М. Амира) были сыграны Галеевой по всем канонам русской классической театральной школы с подробнейшей психологической мотивировкой каждого слова, каждого движения. Работая над ролью, она дополняла драматургический материал своей фантазией, своими знаниями, почерпнутыми из жизни, сочиняла биографии своим героиням. Ее усилия приносили успех и признание. В дни Декады татарского искусства и литературы в Москве летом 1957 года, ее работа — а она выступала в нескольких спектаклях, привезенных в Москву театром им. Камала,— особенно в роли Корделии в «Короле Лире» У. Шекспира, была высоко оценена московской критикой. «Лишь одна Корделия-Галеева может стать в спектакле рядом с Лиром — Абжалиловым. Она близка ему и цельностью своего характера, и мужественностью»,— написал журнал «Театр».
Каждая роль, сыгранная Галеевой, отличалась своеобразием. Психологически напряженным, эмоционально насыщенным был созданный в этот же период образ Негиной в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, индивидуальные краски нашла она для воплощения образов Нади во «Врагах» М. Горького и Гулли в «Зифе» Н. Исанбета. Дух противоречия, свойственный актрисе, заставлял ее в каждой роли искать что-то свое, неповторимое, непохожее на других, на прежних исполнительниц, добиваться максимального приближения к правде жизни. Подлинным событием театрального искусства стало исполнение А.Галеевой роли Гульжамал в одноименной пьесе Н. Исанбета, навеянной драматургу судьбой первой татарской актрисы С. Гиззатуллиной-Волжской. Создавая этот образ, драматург исходил из творческих данных именно Галеевой, и актриса постаралась оправдать доверие драматурга, создав образ большого масштаба, психологической глубины и социального содержания, сумев воплотить в этом образе судьбу не только талантливой актрисы, мужественно перешагнувшей патриархальные запреты, но и судьбу татарской женщины начала века, вступившей в борьбу за свое человеческое достоинство, за коренное изменение своего социального статуса в обществе. С. Гиззатуллина-Волжская, будучи зрительницей премьерного спектакля, высоко оценила успех актрисы.
Наряду с ролями лирико-драматического плана Галеева столь же своеобразно сыграла и ряд ролей острохарактерных и комедийных. Создавая образы Дильбар и Майшакар в остросатирических комедиях К. Тинчурина «Американец» и «Бегство», Зубаржат в комедии Н. Исанбета «Ходжа Насретдин», Дорины в «Тартюфе» Мольера и Беатриче в «Бабьих сплетнях» К. Гольдони, Галева стремилась передать комическое или сатирическое содержание образа не через внешний рисунок роли, не через откровенное комикование и окарикатуривание образа, а опять-таки путем постижения правды характера, подлинности проживания жизненной ситуации, раскрытия внутреннего драматизма образа. Искусство А. Галеевой, последовательно и целенаправленно следовавшее принципам школы К. С. Станиславского, было ближе русскому реалистическому психологическому искусству. Это сказывалось и при исполнении ролей в русском репертуаре, таких, как Полина («Одна ночь» Б. Л. Горбатова) или Анна Николаевна Таланова («Нашествие» Л. М. Леонова), Людмила («Ретро» А. М. Галина), так и в национальной драматургии, в таких ролях, как Зулейха («Приехала мама» Ш. Хусаинова) или Айша («Зифа» Н. Исанбета), Луиза («Сыновья» Р. Зиганшиной).
Столь же добросовестно и с полной отдачей душевных сил Асия Галеева много лет занимается педагогической деятельностью в Казанской консерватории, в университете культуры и искусств, с глубоким осознанием чувства ответственности передавая ученикам заветы своих учителей.
Ю. Благов
|
|