|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ФАЙЗУЛЛИНА ТАСЛИМА ХАЛЯФОВНА
Родилась 17 июля 1953 г. в д. Дюсяново Бишбулякского района БАССР. В 1972 г. окончила Уфимское училище искусств и была принята в труппу Салаватского драматического театра. В 1977 г. переехала в Казань и начала работать в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина). В 1997 г. окончила Казанскую академию культуры и искусств.
Заслуженная артистка ТАССР (1991).
Народная артистка РТ (2008).
Т. Файзуллина — актриса на роли сугубо драматической, психологической направленности. Свидетельством тому являются ее юные героини: впервые полюбившая, трепетная Рахиля — «Первая любовь» Х. Вахита, целомудренная серьезная Сарби — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, остро переживающая свой грех Гульчира — «Потоки» Т. Гиззата.
Актриса с жизненной полнотой создает образы сдержанных, лаконичных героинь, отличающихся цельностью, глубиной характера. В каждой роли она добивается перевоплощения не внешними приемами, а через внутреннее преображение. Таковы ее повзрослевшие женщины — Таслима — «Любовница» С. Шакурова, Таскира — «Сладостный мой» А. Гилязова, Мадина — «Весенние причуды» Р. Сагди. В спектакле «Колдунья» Файзуллина играла две роли — молодой Савили и старой Колдуньи.
Значительной оказалась роль Рабиги в спектакле по повести Н. Гиматдиновой «Одна капля любви». Файзуллина смогла психологически точно разделить жизнь своей героини на два периода — до и после встречи с любимым человеком после тридцатилетней разлуки. До появления Габдрахима актриса вторым планом, при внешней твердости духа, дает почувствовать годами длящуюся незаживающую рану-тоску. После же встречи с любимым героиня актрисы перерождается. У нее совершенно другой эмоциональный настрой, светящиеся глаза, в которых столько любви и счастья.
Особое место в творчестве Файзуллиной занимают две роли — Флюра «Вдовий пароход» по И. Грековой и Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки. Два абсолютно разных создания. Флюра — интеллигентная, сдержанная ленинградка, чудом выжившая и выбравшаяся из блокадного города женщина. У актрисы чувствуется второй, потаенный план роли, биография истинной довоенной ленинградки — символ порядочности, воспитанности, благородства. Эта Флюра внешне суховата, несколько отрешена.
И совсем другой тип — Бернарда. Файзуллина раскрывает жесткий, властный характер пожилой испанки. Героиня актрисы лишает права дочерей на нормальную человеческую жизнь. Горячий темперамент Бернарды не вырывается наружу, а запрятан глубоко внутрь.
Кроме артистической работы Т. Файзуллина занимается литературной деятельностью: переводит пьесы — «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки, «Вид в Гильдерланде» Ю. Волкова создает инсценировки романов — «Колдунья», «Одна капля любви», «Мотылек» Н. Гиматдиновой. За последнюю инсценировку получила первую премию в номинации «Лучшая инсценировка» на конкурсе 2004 года «Новая татарская пьеса». Файзуллина — автор популярных песен. За десятилетия службы в театре она создала около 70 ролей.
Одновременно с работой в театре Т. Файзуллина преподавала актерское мастерство вместе с Р. Загидуллиным в университете культуры и искусств, в театральном училище вместе с И. Хайруллиным.
И. Илялова
|
|