|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ФАЙЗУЛЛИНА РАМЗИЯ МАХМУТОВНА
Родилась 2 января 1962 г. в с. Янурусово Сармановского района ТАССР. 2004 г. окончила Казанский университет культуры и искусств по специальности «актер театра кукол». С 1979 г. — актриса Татарского государственного театра кукол «Экият».
Заслуженная (1994) и народная (2001) артистка Республики Татарстан.
В Казанский театр кукол Рамзия Файзуллина поступила, имея за плечами всего лишь среднее образование. Театр в то время остро нуждался в молодом пополнении. Ее выразительные внешние данные, наличие певческого голоса привлекли к себе внимание руководства театра и позволяли надеяться, что со временем она станет хорошей актрисой. Искреннее стремление молодой актрисы освоить секреты одного из древних видов народного искусства помогло ей довольно быстро войти в репертуар, стать равноценным мастером в ряду своих старших товарищей. Последующая учеба в Казанском университете культуры и искусств закрепила приобретенные ею знания.
Начальный этап работы базировался прежде всего на цепкой наблюдательности и безусловной убежденности в том, что подлинные человеческие чувства способны «одушевить» любую куклу, а через нее захватить и зрительный зал, заставить его сопереживать тому, что пережила актриса и в своей собственной непростой жизни, и в жизни своих героев и героинь в процессе работы над спектаклем. Всю силу души вкладывала Рамзия в те нехитрые реплики, которые приходилось произносить ее незамысловатым героям в сказочных спектаклях, пробуждая в душах маленьких зрителей сочувствие и понимание, воспитывая в них умение сострадать. Красивый голос в особенности помогал актрисе, когда ее герои выражали свои чувства в песне.
Она играла разные роли, и разные характеры приобретали ее куклы: то неугомонный фантазер, выдумщик и озорник Нарый («Серле алан» — «Волшебная поляна» Р. Хариса), то с виду наивная и простодушная, и тоже озорная, и вместе с тем смекалистая, разборчивая и настойчивая Диляфруз, с ловкостью управляющаяся со всеми своими женихами («Дилэфрузгэ дурт кияу» — «Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина), а то бесхитростная и легкомысленная Стрекоза («Жырлап узган жэй» — «Лето в песнях» Н. Даули), искренне недоумевающая, почему ее песни не приносят ей заслуженных наград. За трепетаниями ее пышного эстрадного платья угадывался вполне конкретный и узнаваемый по жизни характер, таких героинь она видела не раз.
Роль Найман-ана в спектакле по роману Ч. Айтматова «Гасырдан озын бу кон» ( «И дольше века длится день») стала для Рамзии звездной. Задача, стоявшая перед актрисой, была необычайно сложной — средствами куклы воплотить образ Матери, заключающей в себе не только конкретное содержание бесхитростной биографии простой киргизской женщины, жизнь свою проведшей в юрте, но и несущей в себе некий сакральный смысл Матери-Земли, кормилицы, устроительницы жизни. Всю силу души вложила Рамзия в эту роль, добившись во многих сценах подлинно трагического звучания, сумев передать и конкретику образа, и его обобщающий символический смысл.
Она сыграла почти все главные роли в спектаклях татарской группы, вышедших в 1980—90-е годы. Мужественная Зайчиха, взвалившая на свои плечи все заботы о семье из-за предательства перетрусившего мужа («Куркуын җингән куян» — «Заяц, победивший страх» Р. Курбана); хитроумная Лиса («Әтәчләрдән хәбәр килгән» — «Клочки по закоулочкам» Г. Остера); мудрая Кошка («Укытты бүре сабак» — «Волчица-учительница» Т. Миннуллина); наконец, гордая и независимая Зухра («Таңга — Чулпан, айга — Зөhрә» — «Чулпан-звезда взойдет» Зульфата) — сложный, многозначный образ девушки, восставшей против несправедливости мира и переселившейся в знак протеста на луну. Трепетную, целомудренно-чистую героиню народной легенды актриса наделила вполне понятными и близкими современному зрителю чертами внутренней независимости, гордого достоинства и нетерпимости к проявлению всякой фальши, создав одновременно и поэтический, и героический образ. И каждая из перечисленных ролей принесла актрисе заслуженное признание на театральных фестивалях и почетные награды. Дипломы театрального фестиваля им. К. Тинчурина и фонда «Рухият» получила она также за роль Зулейхи в спектакле «Ак кульмәк-тә — кара елан» («Черный змей на белом платье») Р. Курбана и З. Думави; за роль Водяной в спектакле «Ат ореккән шомлы тон» («В ту жуткую ночь») Зульфата была отмечена на международном театральном фестивале в г. Адана (Турция). Уже много лет Рамзия Файзуллина (Безус по мужу) — ведущая актриса татарской группы театра кукол «Экият», на ней держится весь репертуар. С достоинством и с полной отдачей она несет свою миссию воспитания любви к родному языку и культуре своего народа.
Ю. Благов
|
|