|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ФАТТАХОВА АНИЯ ГАРИФУЛЛОВНА
(5 февраля 1940 г., д. Аю Мензелинского района ТАССР — 10 марта 2000 г., г. Нижнекамск)
В 1960 г. окончила Елабужское культпросветучилище и была приглашена в Мензелинский татарский театр.
Заслуженная артистка ТАССР (1974).
Народная артистка РТ (1990).
Главный режиссер Мензелинского театра Сабир Амутбаев, услышав пение юной студентки Ании, пригласил ее в театр. Театру требовались молодые певческие актеры, потому что народ издавна любит музыкальные спектакли. Если к тому же учесть, что Ания была хороша собой, то становилось понятно, как она нужна театру. В театре оказались две актрисы на роли молодых героинь. Пришедшая на десять лет раньше Илюса Бадриева и Ания Фаттахова. Но они не стали соперницами, ибо Ания больше играла в музыкальных спектаклях. Первой ее ролью стала юная поэтическая гимназистка Хаят по одноименной повести классика татарской литературы Ф. Амирхана. Затем актриса сыграла трепетную, драматическую Майсару — «Голубая шаль» К. Тинчурина; заводную, смешливую Сарвар — «Башмачки» Х. Ибрагимова; недалекую, восторженную гимназистку Зухру — «Бегство» Н. Исанбета.
Многим героям Фаттаховой было присуще стремление к полнозвучным чувствам. Темпераментное исполнение актрисы было проникнуто порой тонким лукавством, порой драматической силой, иногда сдержанным лаконизмом, иногда открытой раскованностью. Все героини, сыгранные актрисой: Розалия — «Последнее письмо» Х. Вахита, Василиса — «Мария» А. Салынского, Эсси — «Ученик дьявола» Б. Шоу, Исламия — «Подруга выходит замуж» А. Гилязова, Гуляндам — «Зеленая сумка» Г. Зайнашевой, Галия — «Гармонь и скрипка» Т. Миннуллина — обладали непосредственностью, естественной искренностью.
Из-за болезни Фаттахова вынуждена была на некоторое время оставить сцену. В это время она работала заведующей постановочной частью театра. Когда болезнь несколько отступила, актриса вернулась на сцену, сыграла Сабиру — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Мать — «Когда расправляются крылья» Р. Батуллы, Хадичу — «Три аршина земли» А. Гилязова.
В 1996 году она с мужем М. Фаттаховым переходит в Нижнекамский театр. В том же 1996 году на пенсию уходит и ведущая актриса Мензелинского театра Илюса Бадриева. Таким образом, театр в один год потерял двух замечательных актрис, долгие годы державших репертуар.
И. Илялова
|
|