|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЕРЫГИН РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ
Родился 9 ноября 1960 г. в г. Курске. В 1976 г. поступил в студию при Курском областном драматическом театре, в 1981 г. окончил Курский педагогический институт и с 1983 по 1988 г. работал актером Курского театра им. А. С. Пушкина, в 1988—1989 гг.— Орловского драматического театра им. И. С. Тургенева. С 1989 г.— актер Казанского ТЮЗа.
Народный артист РТ (2002).
Первый выход Р. Ерыгина в Казанском ТЮЗе состоялся весной 1989 года в спектакле «Вини-пух и все-все-все» по сказке А. Милна в роли Ослика. Потом была «Вальпургиева ночь» В. В. Ерофеева, где он сыграл Гуревича, а потом «Погром» по повести Б. Л. Васильева «И был вечер, и было утро», где он сыграл чернильного мастера Мой Сея, старого, мудрого еврея, удивляющегося не столько терпению своему, сколько неутомимости Бога, насылающего на него все новые и новые беды. Он был очень достоверен и органичен, этот Мой Сей, и очень убедителен и логичен в своих рассуждениях. Напротив, безработный летчик Ян Сунн («Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта) был нетерпелив, настойчив и активно деятелен в своем стремлении получить то, на что, как ему казалось, он имел законное право. В ролях костюмных: виконта де Вальмона («Опасные связи» по роману Ш. де Лакло), капитана Фракасса (о.п. Т. Готье), маркиза Форлипополи («Трактирщица» К. Гольдони) — Ерыгин искал возможность за галантностью и налетом романтизма обнажить сущность вполне современного авантюризма.
Просперо в «Буре» У.Шекспира в исполнении Ерыгина был прежде всего философом и ученым, пытающимся опровергнуть, без всякой, впрочем, надежды на успех, известный тезис Екклезиаста. Отнюдь не прост и не однозначен и его Гильденстерн («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда), вполне осознающий, в какую прочно сотканную сеть интриг занесла его судьба, из которой вряд ли удастся выпутаться. Своеобразный тип характера создал Ерыгин в образе Алхонона («Тойбеле и ее демон» И. Башевиса-Зингера, И.Фридмана). Его Алхонон и предприимчив, и находчив, и забавен, и трогателен одновременно, и вызывает сочувствие в результате своей неудачи в попытке преодолеть социальные предрассудки, прочно укоренившиеся в людских душах.
Иван Петрович Войницкий в сценах А. П. Чехова «Дядя Ваня» в трактовке Ерыгина — обиженный судьбой интеллигент, холостяк, вдруг встретивший красивую женщину и осознавший всю бессмыслицу своей жизни и собственное безнадежное бессилие что-либо в этой жизни изменить. Робко и неумело, по-детски истерично он пытается взбунтоваться, но скоро успокаивается и возвращается в наезженную колею.
Творческой индивидуальности Ерыгина свойственно в большой мере умение четко и последовательно выстроить действенную линию роли и жестко провести ее через весь спектакль. Его герои очень целеустремленны, очень цепко удерживают в своих руках нити своей судьбы, и если у них случаются неудачи, то не столько в силу собственных просчетов, сколько в силу того, что так, в конце концов, распорядилась судьба. За каждым образом, созданным актером, всегда чувствуется жесткий каркас, логическая конструкция, на которую актер нанизывает порой украшения и приспособления, почерпнутые не столько из жизненных наблюдений, сколько основанные на литературных впечатлениях, прибегая порой к импровизации буквально по ходу спектакля, иногда, правда, мешающие интересам дела. Отсюда некоторое однообразие созданных им образов. Свойственно Ерыгину и перевести центр действия на себя. И тут уж партнерам надо быть начеку и не уступать своих позиций. И когда необходимый баланс соблюдается, как в «Игроках» Н. В. Гоголя, где Ерыгин очень жестко и очень убедительно и ярко играет Утешительного, все оказывается к месту и все работает на спектакль. А вот когда этот баланс партнер не может удержать, герой Ерыгина становится центром спектакля. Безусловно значителен созданный Ерыгиным образ Яго («Отелло» У.Шекспира), оскорбленного в своем достоинстве мелкого дворянина, авантюриста по натуре, лишенного каких-либо нравственных принципов, поставившего своей целью отомстить за пренебрежение, проявленное к нему со стороны начальства, и не стесняющегося в средствах для достижения поставленной цели. Именно Яго в исполнении Ерыгина становится центром спектакля, его движущей силой, что, конечно же, смещает в сторону смысловой акцент шекспировской трагедии.
Многие годы актер работает ведущим телевизионной новостной программы «Город» в телекомпании «Эфир», экспериментирует в сфере режиссуры.
Ю. Благов
|
|