|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
БАГМАНОВ ИРЕК ВАЛЕЕВИЧ
Родился 6 января 1932 г. в г. Альметьевске. В 1951—1954 гг. служил на Северном флоте. В 1961 г. окончил актерскую студию при Большом драматическом театре им. В. И. Качалова. С 1961 г. работал артистом Татарского республиканского передвижного театра. С 1964 г.— актер академического театра им. Г. Камала.
Заслуженный артист ТАССР (1978).
Народный артист ТАССР (1982).
И. Багманов — известный актер с выразительными сценическими данными, преданно служащий своему делу. Интеллигентный обаятельный человек, личность, он умеет держать удар и не сдаваться. Ему довелось играть не только серьезные драматические, но и комедийные роли. Играть же приходилось много.
В первые годы, как все начинающие актеры, играл роли молодых персонажей в татарских и переводных пьесах. В 1966 году Багманов сыграл запомнившуюся роль Джантая в инсценировке поэтической повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Актер раскрывал неоднозначный, бесшабашный характер Джантая. С некоторой нарочитой изысканностью одетый в кожаную куртку (это в 40-х-то годах прошлого века!), шофер-дальнобойщик в горах Тянь-Шаня отличался определенной нагловатостью. Но на самом деле оказалось, что он человек с ранимой душой. Эта роль позволила актеру, как и многим другим участникам спектакля, «обнаружить в себе скрытые ранее духовные и творческие возможности»,— писал В. Сахновский-Панкеев в 1967 году в 9-м номере журнала «Театр».
Через год в искусстве Багманова проявилась новая черта творческого дарования — романтизм. Его Каюм — «Шамиль Усманов» А. Гилязова и А. Яхина, моряк Балтфлота, был человеком возвышенно-романтических устремлений. Наверное, в создании образа моряка актеру помогли и годы службы на флоте. Если Каюм был человеком романтическим, то его следующий герой Азиз («Дуэль» М. Байджиева) совсем другой. Эта роль сыграна в лучших традициях психологического реализма. Безнадежно больной Азиз раскрывал важную тему произведения — о смысле жизни, о восторжествовании добра. Именно он показал отчаявшейся, потерявшей веру в людей Назлыгуль светлую сторону жизни. В эти же 1970-е годы он сыграл молодого, искреннего, но безвольного Сайяра — «Приехала мама» Ш. Хусаинова.
Багманов — из поколения щепкинцев. Он немного старше по возрасту, но пришел в камаловский театр позже них на три года. Поэтому, несмотря на небольшую разницу, он почти всегда играл в тех же спектаклях, что и щепкинцы. Важное место в актерской жизни одногодков занимала трилогия Т. Миннуллина — тоже щепкинца — о Миляуше: «День рождения Миляуши», «Дружеский разговор», «Прощайте». Эти пьесы, собственно, о их поколении, где актеры вместе с автором и режиссером размышляют о своем пройденном пути — молодые, мечтающие о духовном богатстве, открытиях в науке, искусстве; затем, с возрастом, возникает вопрос: не предали ли они юношеские идеалы; и наконец постаревшие, утерявшие свои принципы, все они в целом оказались людьми несостоятельными. В этой серьезной драме о духовной нищете Багманов играл одного из друзей — сначала Фагима, в последней части Рафиса.
Со временем И. Багманов переходит на разнообразные роли возрастных персонажей. В них наиболее полно индивидуальность актера раскрылась в острохарактерных и одновременно психологически глубоких образах, таких как униженный, вечно пьяный Рисположенский — «Свои люди, сочтемся» А. Островского, мудрый, честный Саттар — «Мы уходим, вы остаетесь», Искандер — «Альмандар из Альдермеша» Т. Миннуллина. Искандера актер играл 30 лет. Он сын 91-летнего Альмандара. Но 70-летний сын казался много старше своего отца. Актер создавал абсолютно жизнеподобный характер вечно ноющего, больного, еле передвигающего ноги старика, разговаривающего заплетая язык, растягивая слова. Он даже нашел какую-то заунывную мелодику речи. Играя пожилых людей, артист не копирует внешний облик стариков, а раскрывает внутренний мир своих героев. К примеру, мудрого Аксаита («Идегей» Ю. Сафиуллина), совершенно очаровательного, солнечного чудака Перчихина («Мещане» М. Горького).
Свойственные актеру внутренняя пластичность, мягкий темперамент, интеллигентность в сочетании с тонким, теплым юмором, иногда с сатирической заостренностью помогли создать образы, отличающиеся широтой обобщения, глубиной проникновения в социальную суть характера. Точный, жизненно достоверный внешний облик его героев всегда дополняется разнообразием внутреннего духовного мира.
В 2010 году Ирек Багманов создал удивительный образ Джаудата — «Запоздалое лето» И. Зайниева. Это пожилой, мягкий, душевный, интеллигентный человек, математик, несколько «не от мира сего». Он постоянно все забывает. Забыл он и то, что, оказывается, 40 лет любил свою соседку Халиму и, теперь вспомнив, смущенно улыбается. Эта замечательная работа — лишнее доказательство того, что у 80-летнего актера — большой творческий потенциал.
И. Илялова
|
|