поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 19 Апрель
  • Гөлнара Абитова - актриса
  • Гөлназ Миньязова - журналист
  • Мөнир Шакиров - журналист
  • Рөстәм Нәбиуллин - журналист
  • Дәниф Шәрәфетдинов - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

АСФАНДИЯРОВА ДЖАМИЛЯ ЕФИМОВНА

Родилась 3 января 1969 г. в Казани. В 1988 г. окончила Казанское театральное училище и была принята в труппу русского ТЮЗа. В августе 1989 г. перешла в Татарский театр им. К. Тинчурина. В 2005 г. окончила институт экономики, управления и права по специальности «психолог-педагог». В 2002 г. получила Специальный приз коллегии критиков на Международном фестивале «Науруз», на том же фестивале в 2005 г. приз «За актерскую удачу».

Заслуженная артистка РТ (2001).

Народная артистка РТ (2008).

Дж. Асфандиярова училась в училище на русском курсе у педагогов Ю. Каревой и В. Кешнера, но ходила и к татарскому педагогу по речи, что позволило ей через год перейти в татарский театр. Она продолжает традиции знаменитой, неординарной актрисы камаловского театра Шахсанам Асфандияровой. Кстати, на той же сцене шестилетняя девочка сыграла свою первую роль в спектакле «Приехала мама» Ш. Хусаинова.

Асфандиярова заявила о себе как актриса разностороннего дарования, обладающая творческим потенциалом и большой работоспособностью. Ее индивидуальные человеческие черты характера — мягкость, лиричность, душевность — помогают ей при создании образов разных персонажей.

Выступая в драматических, комедийных ролях, она создает выразительные сценические образы, отмеченные постижением логики каждого характера. Они отличаются непосредственностью, естественным жизнеподобием. Психологическая точность сочетаются со стремлением к всестороннему раскрытию внутреннего состояния героя.

За годы работы в театре актриса сыграла около сорока ролей. В первое десятилетие она создала разные образы девушек, молодых женщин — мягкая, лиричная Хамдия — «Белый калфак» М. Файзи, озорная Сююмбика — «Сююмбика выбирает жениха» Ф. Яруллина, трагическая Мунира — «Гора влюбленных» И. Юзеева, жертвенная Танке — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха, нежная Лея — «Для тебя души не жаль» Г. Зайнашевой, мудрая Диляра — «Почему девочки плачут» Ф. Булякова.

С большим успехом и великолепным тонким юмором актриса исполняет роли комедийного плана. В каждом образе Асфандиярова всегда находит в своей палитре новые впечатляющие, запоминающиеся и веселые краски. Ее озорная Сюзанна («Безумный день, или женитьба Фигаро» Бомарше) или рафинированно-легмысленная Розина в том же спектакле отличаются манерой актерской подачи от искрометно-задорной Гайни («Привередливый жених» К. Тинчурина) или игриво-капризной Банат («Женихи» Х. Вахита), а в одном и том же спектакле по пьесе Р. Валеева «Девушки-красавицы» ей пришлось сыграть два разных комических персонажа  — Гульсылу и Тансылу. Неожиданной для актрисы оказалась трагикомическая роль в пьесе классика немецкой драматургии Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Она, игравшая до этого, за некоторым исключением, простых, незатейливых женщин, в ярко-характерном образе вульгарной солдатской девки Иветты — наглой, бесстыдно-крикливой, никогда не забывающей о своей выгоде, нашла в своем актерском багаже материал для создания сложного женского характера, не знающего что такое мораль.

Ее сугубо драматические образы отмечены своеобразием, интенсивностью чувств, психологической глубиной, разнообразием сценических форм.

Режиссеры, театральные критики, но прежде всего зрители оценивают и отмечают искусство перевоплощения, женственность, нежность, музыкальность и драматизм разнообразных героинь Дж. Асфандияровой.

Особо выразительны ее роли последних лет. Это Василиса в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» и Мехмане Бану в спектакле по пьесе Н. Хикмета «Легенда о любви». Ее прекрасная и чуткая, тонкая и чувственная восточная красавица Мехмане Бану с первых минут спектакля притягивала зрительское внимание. Он, как зачарованный, с надеждой и болью следил за превратностями тяжелой жертвенной судьбы Мехмане Бану. Совершенно противоположный образ создает актриса в роли роковой красавицы Василисы. Актрисе удается без нарочитости и социального пафоса показать всю сущность коварной и расчетливой хищницы, ставшей такой под давлением жестокой действительности.

Особняком стоят две роли актрисы, сыгранные в 2004, 2008 годах — Мадина — «Без луны звезда нам светит» Т. Миннуллина и Ангустиас — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки. В Мадине актриса нашла основное зерно роли. Оно заключается в цельности характера, человеческой терпимости, искренности, эмоциональной закрытости. Она и внимательная дочь, заботливо ухаживавшая за старой, больной, сварливой мамой; она и только-только расцветший весенний цветок, безмерно счастливая с любимым Мирзануром; она и удивленная подлостью старшего брата Исхака; она и окаменевшая, узнавшая о предательстве любимого; она и трагически перенесшая гибель единственной, любимой дочери; она, наконец, и ослепшая, но не сдавшаяся, не сломленная под ударами судьбы. Мадина-Асфандиярова — простая женщина. Однако ее душевное величие дает право сказать, что это — Человек.

Образ Ангустиас полностью противоположный. Старшая 39–летняя дочь Бернарды — духовно выхолощенная, злая, готовая вцепиться в глотку каждой из сестер, посмевшей ей помешать вырваться из этого мрачного, фактически заколоченного дома.

Асфандияровой близки драма и трагедия, комедия и водевиль. Ей подвластны все жанры — от классических ролей до бытовых острохарактерных персонажей. Во всех ее работах чувствуется вкус, скрупулезная работа над материалом и высокая требовательность к себе.

Интеллигентный, образованный человек, накопивший профессиональный опыт —Джамиля Асфандиярова с 2006 года начала преподавательскую деятельность в КГУКИ, где делится секретами своего мастерства с будущими артистами.

И. Илялова

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»