поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

АБУЛЬХАНОВ РИФАТ НАЗИМОВИЧ

Родился 6 июля 1956 г. в Казани.

В 1975 г. окончил Московское академическое хореографическое училище, в 1988 г.— заочно исторический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова (Ленина). В 1975—1998 гг.— солист балета Татарского театра оперы и балета. С 2003 г. преподает в Казанском государственном университете культуры и искусств на факультете хореографического искусства, с 2005 г. — в должности доцента.

Народный артист РТ (1990).

Появившись в балетном зале нашего театра в сентябре 1975 года, Рифат после тренажного урока показался артистам балетной труппы хорошо подготовленным специалистом именно классического плана. Это не случайно: педагогами по Московскому хореографическому училищу у него были известные в прошлом танцовщики Леонид Жданов и Марис Лиепа. А при усердном труде, без которого добиться успеха в балете невозможно, Абульханов в целом выучился танцевать технично, методически грамотно и выразительно. Тем не менее он начал с кордебалета. Отдать дань массовкам, выучить текущий репертуар, «растанцеваться» — раньше было неписаным правилом для любого начинающего танцовщика. И только спустя два года Рифат вышел в па-де-труа балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». После премьеры сольные партии посыпались одна за другой: Принц в «Золушке», Поэт в «Шопениане», Меркуцио из «Ромео и Джульетты», Зигфрид в «Лебедином озере», Макбет из одноименного балета Кирилла Молчанова, Вакх в «Вальпургиевой ночи».…

Роли в балетах классического наследия — важная составная часть творческого багажа Абульханова. Именно в этих спектаклях он учился танцевать, познавать себя, сцену, зрительный зал. Не все и не сразу здесь получалось гладко. Помнится в 1978 году и его первая крупная роль — Принц в «Золушке» С. Прокофьева. Сложная по хореографической технике и дуэту, эта партия не всегда давалась, но стала этапом, ступенью на пути освоения вершин танцевального искусства. Позже Абульханов, например, в «Щелкунчике», исполняя заглавную роль Принца, или в «Сильфиде» Джеймса — уже достаточно зрелый танцовщик ведущего положения.

Рифат внешне сценичен: высокий рост, правильные и удлиненные пропорции тела — хорошие предпосылки к решению образов романтических героев. А тонкий музыкальный слух и отменная физическая сила, выносливость (что в работе танцовщика имеет существенное значение) дополняют образ танца, создают впечатление легкости, воздушности дуэта — например, в «Лебедином озере» — бесконечной гармонией линий, средствами пластической живописи здесь поется великая песнь любви.

Абульханов не обладает выдающимся прыжком, но за счет такой индивидуальности исполнения, как широта и мужественность танца, он во многом выигрывает как танцовщик и актер. Поэтому бесстильным или бесхарактерным его танец назвать нельзя. И эта особенность Абульханова-танцовщика присутствует во всех балетах, в том числе и классических.

Рифату Абульханову присущи творческий поиск в работе, настойчивость в достижении цели. Его сценическая биография насыщена ролями самого разнообразного характера и большого технического диапазона. Например, была в репертуаре Рифата одна роль, которая, оставаясь в рамках классического исполнительства, обогащена артистом оригинальными хореографическими и игровыми особенностями. Эта партия Меркуцио из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Так, в сцене на балу у Капулетти в лучших традициях итальянской комедии масок Абульханов представлял зрителям легкий, звонкий танец-шутку, танец-забаву, где в непринужденном изломе линий передавалась веселая игра. А в финале второго действия, когда предательский удар Тибальда смертельно ранит героя, танец Рифата становится пластическим шепотом отчаяния, боли и удивления. Одним словом, герой Абульханова представляется таким, какими могли быть только люди Возрождения, — он легок, остроумен, жизнерадостен, талантлив, открыт.…

Или другая роль — Друэ из балета на музыку Раймонда Паулса «Сестра Керри». Роль Абульханова построена здесь на внешней красивости. Даже переживания героя кажутся какими-то ненастоящими, игрушечными, кукольными. Он словно постоянно смотрится в зеркало, как бы сверяя: хорош ли в радости, хорош ли в гневе?

В 1986 году Рифат Абульханов, наконец, станцевал хореографическую партию, о которой давно мечтал — роль Былтыра из знаменитого балета Ф. Яруллина «Шурале». Танец Абульханова-Былтыра был энергичен, увлекал эмоционально, покорял яркостью и свежестью красок. Сценическая игра, текст, лексика танца были пронизаны национальной характерностью, национальным чувством, а это далеко не второстепенный штрих на пути к успеху. Потому что можно обладать необыкновенной техникой танца, хореографической дикцией, но, исполняя национальные па, все же не быть истинно национальным танцовщиком. Сформулировать же, объяснить в двух словах, что такое национальное чувство, непросто. Думается, оно где-то близко материнскому или сыновнему чувству. Именно это национальное начало и было главной примечательностью Абульханова-танцовщика.

Роль Былтыра исполняли в нашем театре многие танцовщики, в том числе и выдающийся Ревдар Садыков, однако у Рифата была своя хореографическая интонация, несколько отличавшаяся от других — ярко выраженная мужественность танца, акцент в героическое начало образного решения роли.

Это наблюдалось в особой широте танца, его размахе, без небрежности; он «выговаривал» хореографический текст как бы рубленым слогом, то с утверждением в конце танцевального слога, то с восклицанием. Вот это героическое начало присутствовало и в некоторых других его сценических образах — Кумана — из «Половецких плясок» оперы А. Бородина «Князь Игорь» и особенно Вакха — балетных сцен «Вальпургиевой ночи» оперы Ш. Гуно «Фауст». 

С 2003 года Рифат преподает классический, а позже начал вести историко-бытовой танец для студентов-хореографов Казанского государственного университета культуры и искусств. 

В. Горшков

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»